По Волге и Каме со скидкой

Глава минтранса Татарстана Ленар Сафин предлагает субсидировать из федерального и региональных бюджетов речные пассажирские перевозки в Поволжье

В субботу Сафин на коллегии министерства изложил идею министру транспорта России Максиму Соколову, сообщает минтранс РТ. Моделью он предлагает взять программу субсидирования авиаперевозок в Приволжском федеральном округе (ПФО): билеты на рейсы внутри округа обходятся пассажиру в полцены, остальное авиаперевозчику возмещает государство.

В Татарстане около 3000 рек и водоемов и водохранилище в устье реки Камы, но их транспортный потенциал используется слабо, говорится в релизе со ссылкой на Сафина. Причин, по словам министра, несколько: неразвитая береговая инфраструктура, дефицит новых судов и финансовое положение местных судоходных компаний. Программа водных перевозок в Поволжье ускорит обновление парка судов (сейчас их средний возраст - 30 лет) и развитие инфраструктуры, полагает Сафин. Плюс она поможет частично разгрузить дороги и стимулирует туризм. Здесь Сафин тоже рассчитывает на помощь из центра - софинансирование из федерального и региональных бюджетов на приобретение новых судов, в том числе в лизинг.

Предложение Татарстана будет рассмотрено, говорится в ответе пресс-службы Минтранса «Ведомостям».

В программе льготных воздушных перевозок 25% оплачивает федеральная казна, столько же - бюджеты субъектов ПФО. На этот год федеральных денег выделено 400 млн руб.

Соколов на коллегии констатировал: «Хотя на первых этапах без помощи из различных бюджетов добиться хороших результатов невозможно, но мы видим, что субсидирование дает хорошие результаты» (цитата по «Интерфаксу»).

Сейчас междугородных пассажирских перевозок водным транспортом в России нет, есть только туристические рейсы, говорит гендиректор компании «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин. Но спрос на льготные перевозки будет, уверен он. Популярными, по его словам, будут маршруты между крупными городами на Волге - Казанью, Нижним Новгородом, Самарой, Ульяновском. «Раньше от Казани до Нижнего Новгорода по воде можно было доехать за шесть часов. Для многих это хорошая альтернатива железнодорожному и автотранспорту», - говорит гендиректор Московского речного пароходства Константин Анисимов. От программы выиграют и судостроители: возрастет потребность в пассажирском речном транспорте, добавляет он.

Самолин считает, что осуществить программу в сегодняшних условиях невозможно: в том же Татарстане нет флота, а покупать новые суда компаниям не по карману. Зеленодольский завод им. Горького производит несколько моделей скоростных пассажирских судов, рассчитанных на расстояние 500-800 км, но их рыночная стоимость превышает 100 млн руб. при себестоимости около 20 млн руб., говорит Самолин. По его словам, цена необоснованно завышена из-за высоких накладных расходов судостроителей, а банки не предлагают подходящих лизинговых продуктов. Срок окупаемости одного судна - около 30 лет, а средний срок лизингового договора - семь, добавляет сомнений Самолин.