Чудна Волга при всякой погоде

В «Небесных женах луговых мари» писатель Денис Осокин и режиссер Алексей Федорченко пересочиняют марийский фольклор в гоголевском духе
Марийская женщина не удивляется, встретив в лесу чудовище, но и хорошего не ждет/ kinopoisk.ru

С виду «Небесные жены» матрешка. Или сделанный на сюжеты фольклорно-эротических анекдотов дизайнерский календарь, в котором модные актрисы независимого кино и театра (Юлия Ауг, Дарья Екамасова, Яна Сексте, Яна Троянова и другие) кувыркаются на сеновале или в снегу, позируют в нарядных марийских одеждах или совсем без одежд. Художники умело компонуют сочные цвета и грубые фактуры, помогая оператору Шандору Беркеши выстроить яркую глянцевитую картинку. Фильм снят на марийском языке и, если верить аннотациям, показывает «быт, традиции, культуру марийского народа с 1970-х гг. до наших дней».

Да только кто же аннотациям верит. Особенно если речь о фильмах Алексея Федорченко, снявшего «Первых на Луне», соц-артовский коллаж о героических советских космонавтах 1930-х.

В традициях марийского народа есть что-то от ритуалов вуду, в быту широко распространены магические практики, культура насквозь эротична. Луговые мари ни в советское время, ни даже сегодня не утратили близости с природой. Девушка, если обидит березу, заболевает, а у женщины, отказавшейся одолжить лесной великанше мужа, между ног поселяется крикливая птица. Мари практикуют не только языческие ритуалы, заклятия и гадания, но и воскрешение мертвых. На случай встречи с таким «пупсом» марийские милиционеры носят амулеты, помогающие отправить мертвого туда, откуда пришел. Но милиционер тут, хоть и восстанавливает мифопоэтический порядок, - персонаж тридесятой важности. Фильм, как и обещает название, о женщинах и состоит из двадцати двух новелл (иногда полноценных сюжетов, иногда совсем коротких зарисовок), названных по именам героинь, которые все начинаются на круглую женскую букву О (Окай, Осылай, Одоча, Ошвика, Оразви, Орапти, Одарня и т. п.).

Предыдущий фильм писателя Дениса Осокина и режиссера Алексея Федорченко назывался «Овсянки» и был о мужчинах. Два его героя, у одного из которых умерла молодая жена, ехали на машине по осеннему Поволжью, чтобы совершить древний погребальный обряд мифического народа меря. По Осокину, меря не исчезли в глубине веков, а тихо живут по берегам Волги, соблюдая свои диковинные традиции и прозревая за серой обыденностью иную, сокровенную страну с неутраченной национальной памятью. В «Овсянках» эта страна была смертью - но и утопической Россией, подобной невидимому граду Китежу.

В «Небесных женах луговых мари» совсем другие интонация, колорит и мифопоэтический строй. Вместо скольжения по границе миров здесь сочная фольклорная мистика, калейдоскоп диковатых смешных небылиц, вместо нежности и меланхолии - веселая «срамная» поэтика (в одной из минутных зарисовок девушка перебирает корзинку грибов в поисках идеальной формы: «Вот такого мужа мне нужно!»). Денис Осокин и Алексей Федорченко пересочиняют марийский фольклор, как Гоголь пересочинял украинский. И если уж подыскивать «Небесным женам» ближайшую аналогию, то это «Вечера на хуторе близ Диканьки».