Депутатский антиспам

Депутат-единоросс Илья Костунов предложил создать базу данных мобильных номеров, владельцы которых не хотят получать sms-спам. Нарушителей он предлагает штрафовать на 0,5 млн руб.
М.Стулов/ Ведомости

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов внес вчера в Госдуму законопроект о создании базы номеров, владельцы которых отказались получать рекламу. «Единоросс» предлагает создать публичную базу данных номеров под названием «Не беспокоить»: любой абонент сможет включить в нее свой номер, подав заявление в центр предоставления госуслуг либо через Единый портал государственных услуг. Способы финансирования этой системы должен определить уполномоченный правительством орган.

«Вымпелком» вместе с другими операторами при содействии госорганов уже разрабатывает единый механизм, который позволит защитить российских абонентов от спам-рассылок, говорит представитель оператора Наталья Ташкеева. Уже сейчас клиенты компании могут установить запрет на получение sms с коротких номеров. А проект Костунова, считает Ташкеева, требует доработки: в нынешней версии не ясна схема защиты абонентов от спама, а доступность этой базы будет на руку недобросовестным рекламодателям. Кроме того, напоминает она, операторы обязаны пропускать любой трафик. Поэтому нужно законодательно дать операторам возможность блокировать спам, резюмирует Ташкеева. Представитель МТС Дмитрий Солодовников законопроект Костунова не комментирует. Но напоминает, что МТС уже дает возможность своим клиентам блокировать sms при помощи черного списка нежелательных отправителей сообщений. Система «Антиспам» есть и у «Мегафона», сказала его представитель Юлия Дорохина.

Предполагается, что на включенный в базу номер не будут приходить ни текстовые, ни голосовые рекламные сообщения. «Включение абонентского номера в базу данных номеров «Не беспокоить» является прямым запретом на получение рекламных сообщений и имеет однозначный приоритет перед данным ранее согласием на обработку персональных данных абонента в части возможности отправки ему рекламных сообщений», - говорится в документе. Сейчас абонент дает такое согласие всякий раз, когда подписывается на те или иные сервисы: например, он соглашается или отказывается получать рекламу, когда оформляет в магазинах дисконтные карты.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что согласно закону «О рекламе» распространение рекламы по сетям операторов связи требует согласия абонента. А это значит, что абонент может потребовать и прекратить эту рассылку, даже если раньше он давал согласие на получение рекламы. Тем более что часто такое согласие трактуют как согласие на обработку персональных данных либо прячут такое согласие в тексты анкет, договоров и других документов, которые потом действуют не один год, говорится в документе. За распространение рекламных сообщений абонентам базы данных номеров «Не беспокоить» Костунов предлагает взимать штраф до 0,5 млн руб.

Костунов сказал «Ведомостям», что не обсуждал свой законопроект с федеральными чиновниками. Он отправил его в правительство одновременно с внесением в Госдуму.

Доля спама в сетях операторов «большой тройки» - 5-10% от общего sms-трафика, говорит партнер AC&M Consulting Оксана Панкратова.

Но включение номера в какой-либо список не означает, что у оператора появляется право по своему усмотрению не доставлять отдельные sms-сообщения, говорит Дорохина. Кроме того, если оператор будет сам выявлять рекламные рассылки и фильтровать их, это нарушит тайну связи, продолжает Дорохина. «Мегафон» предлагает направить усилия в борьбе с нежелательными рассылками на закрепление права абонента сообщить своему оператору о том, какие именно рассылки он не хочет получать.

Минкомсвязи готовит собственные поправки к закону «О связи», которые тоже касаются sms-спама. Сейчас операторы не имеют права самостоятельно фильтровать sms-сообщения и отказываться от их доставки, даже если у них есть сведения о том, что это спам, говорила ранее представитель министерства Екатерина Осадчая. Проект нового закона «О связи», по ее словам, даст им такую возможность. Вчера Осадчая не стала комментировать законопроект Костунова. Источник в Минсвязи назвал проект Костунова «не очень жизнеспособным».

Костунов хочет обратить внимание на проблему спама, но необходимости создавать такой дорогой и неэффективный ресурс, как база данных номеров, нет, уверен вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. Все равно найти и оштрафовать нарушителя будет почти невозможно. Кроме того, недавно принятый закон, регулирующий рынок мобильного контента, уже дает возможность абоненту отказаться от контент-услуг и рекламных рассылок. Надо будет посмотреть правоприменение нового закона (он вступит в силу с 1 мая 2014 г.) и, если проблема не будет решена, совершенствовать его.

Сейчас 90% рекламных рассылок - это спам и лишь 10% - легальная реклама, оценивает гендиректор Telecomdaily Денис Кусков. Получается, что закон направлен как раз на эти 10% добропорядочных компаний, которые легально получили номера абонентов. Кусков оценивает рынок sms-спама в 400-500 млн руб. в год, а создание базы номеров «Не беспокоить» - от 15-20 млн до 100 млн руб.