Профессиональный ценз

«Не наказание, а требование к кандидату»: Конституционный суд заслушал сторонников и противников пожизненного запрета избираться для осужденных за тяжкие преступления

Судимых все больше. 194

кандидата из 131 000, выдвигавшихся на выборах всех уровней в 2012 г., оказались судимыми за тяжкие преступления, сообщил ЦИК. В 2009 г. таких было всего 22, а в 2011-м - уже 73

Конституционный суд (КС) в четверг приступил к проверке положений закона, запрещающего баллотироваться на выборах любого уровня гражданам, когда-либо приговоренным судом к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Поводом стали жалобы сразу трех судимых россиян, которые в прошлом году не смогли принять участие в выборах. По мнению заявителей, такой запрет пожизненно лишает их пассивного избирательного права, они вопреки конституционному принципу дважды наказаны за совершение одного преступления.

Представители органов госвласти вчера доказывали суду, что такой запрет - не наказание, а всего лишь дополнительное требование к профессиональным качествам будущего народного избранника. Проникновение во власть представителей криминальных сообществ представляет угрозу как для граждан, так и для нормального функционирования госструктур, доказывал зампредседателя комитета Думы по госстроительству Дмитрий Вяткин. Судимые граждане сейчас не могут претендовать на должности судей, милиционеров или сотрудников служб безопасности и ни у кого это не вызывает возражений, напомнил он. С точки зрения Европейской конвенции о правах человека право избираться не носит абсолютный характер, поддержал коллегу сенатор Алексей Александров: государство вправе устанавливать статус парламентария, в том числе и сопутствующие ему ограничения. Такие действия направлены на достижение социально полезного результата, убежден он.

Законодатель предлагает доверить управление государственными делами морально устойчивым людям, объяснял представитель президента в КС Михаил Кротов, при этом у осужденных остается возможность принимать участие в госуправлении, голосуя.

Представитель правительства в КС Михаил Барщевский предложил пойти еще дальше, распространив запрет избираться на рецидивистов, осужденных за нетяжкие преступления, пояснив, что «особо опасный рецидивист, имеющий несколько «ходок», коронованный вор в законе, может быть и депутатом, и губернатором, потому что он вор-карманник и у него все нетяжкие». Барщевский предложил ввести в Уголовный кодекс отдельное наказание, связанное с ограничением пассивного избирательного права - на определенный срок по каждой конкретной статье. В то же время у осужденных должно быть право добиваться отмены запрета, если произошла декриминализация деяния, подчеркнул Барщевский.

На стороне осужденных оказался только начальник отдела защиты политических прав аппарата уполномоченного по правам человека Виктор Михайлов. Он напомнил, что в избирательных правах ограничивают только осужденных к лишению свободы, но это совсем не обязательный вид наказания, даже за тяжкие преступления, - например, могут не сажать взяточников, соответственно, они сохраняют право избираться. Запрет баллотироваться избыточен, несоразмерен и нарушает принцип равенства, заявил Михайлов, сославшись на отсутствие таких запретов в европейских странах. Он есть в Италии, поправил его председатель КС Валерий Зорькин. Решение КС, как ожидается, вынесет в течение месяца.