Дивиденды не из прибыли

Минфин нашел еще один способ пополнить бюджет: разрешить компаниям выплачивать доход акционерам не только из чистой прибыли. Дивиденды госкомпаний могут вырасти на 20-30%
Министр финансов Антон Силуанов нашел, где взять деньги у госкомпаний./ С. Портер/ Ведомости

Минфин предлагает исключить из закона об акционерных обществах (АО) норму о том, что источником выплаты дивидендов является чистая прибыль компании. Такое предложение содержится в разработанных ведомством поправках. В пятницу этот законопроект был опубликован на едином портале нормативных актов.

У компании могут быть возможности выплатить дивиденды, но она не сможет этого сделать из-за «бумажного убытка» от переоценки активов в отчетном периоде, говорится в пояснительной записке к проекту. Права кредиторов нарушены не будут, уверены в Минфине: другие статьи закона об АО запрещают выплату дивидендов, если это может привести к банкротству компании.

В пояснительной записке Минфин признает, что подготовил законопроект по собственной инициативе. По расчетам ведомства, принятие поправок увеличит доходы бюджета от дивидендов госкомпаний на 20-30%. Пока Минфин ожидает получить от них в 2014 г. 202,6 млрд руб., в 2015 г. - 234,8 млрд, в 2016 г. - около 350 млрд. Из каких источников госкомпании могут доплатить дивиденды, Минфин в пояснительной записке не уточняет.

Дивиденды могут быть выплачены и при отсутствии чистой прибыли, если у компании есть другие ликвидные активы, в том числе наличные, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития (оно согласовало законопроект) Ростислав Кокорев. Главным условием для выплаты дивидендов становится превышение стоимости чистых активов над уставным капиталом, кроме того, выплаты не должны привести к банкротству, отмечает он.

Это не первая попытка Минфина заставить госкомпании платить больше (см. врез), однако новая инициатива затрагивает не только их, но и весь бизнес, в том числе частный. Если поправки будут приняты, то акционеры смогут требовать выплаты дивидендов из нераспределенной прибыли прошлых лет при убытке за последний год, отмечает партнер EY Михаил Махотин. Но чтобы новации заработали, нужно уточнить полномочия собрания акционеров, рассуждает он: в нынешней редакции законопроекта акционеры по-прежнему могут принимать решение о распределении прибыли только истекшего финансового года.

Прибыль «Газпрома» по МСФО составила в прошлом году 1,2 трлн руб., а нераспределенная прибыль прошлых лет по состоянию на 31 декабря 2012 г. - 8,2 трлн. У ВТБ при консолидированной прибыли за прошлый год в 90,6 млрд руб. нераспределенная - 193,7 млрд, у «Роснефти» - 342 млрд и 2,1 трлн соответственно.

Нераспределенная прибыль - бумажный показатель, это не значит, что у компании есть столько денег на счетах, объясняет сотрудник одной из упомянутых госкомпаний: «Понятно желание Минфина получить больше денег в бюджет, но предлагаемая норма может нарушить баланс между интересами акционеров и компаний». Представители «Роснефти» и ВТБ не комментируют инициативу акционеров, дозвониться до их коллеги из «Газпрома» не удалось.

Ждать серьезного увеличения дивидендов от госкомпаний не нужно, считает аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг: почти вся их прибыль уходит на инвестпрограммы. Переоценка активов и курсовая разница также не влияли серьезно на прибыль госкомпаний, например, «Газпром» в прошлом году потерял на этом всего 47 млрд руб., отмечает он. Но случалось, что потери были куда выше. Например, по итогам 2010 г. «Газпром» рассчитывал дивиденды, исходя из годовой прибыли в 346,7 млрд руб. Без учета бумажного убытка от снижения стоимости 90% акций «Газпром нефти» она была бы на 151 млрд руб. больше.

Для выплаты дивидендов также можно использовать добавочный капитал (привлеченный при допэмиссии. - «Ведомости»), замечает Махотин. Но это нетрадиционный подход, говорит он: «Он позволяет владельцам привилегированных акций претендовать на дивиденды из средств, привлеченных от новых акционеров. Это может серьезно снизить капитализацию компании».

Принятие проекта позволит активнее использовать дивиденды для привлечения новых инвесторов в капитал проектов, которые начнут приносить прибыль через 5-6 лет, считает президент Ассоциации банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов, но есть и риски вывода недобросовестными акционерами ликвидных активов. Такие риски есть, согласен Кокорев: «Но с этим нужно бороться, применяя закон о банкротстве, а не ограничивая дивиденды». Вряд ли у компании, которая пять лет получала убыток, есть возможности заплатить дивиденды, замечает он.

В спорах между акционерами о целесообразности выплат дивидендов законопроект Минфина дает дополнительные возможности тем, кто на выплате настаивает, отмечает Махотин. Например, в 2008 г. UС Rusal Олега Дерипаски выкупила у Михаила Прохорова блокпакет в «Норильском никеле». Новый акционер рассчитывал объединить алюминиевый холдинг с никелевой компанией. Но из-за кризиса в конце 2008 г. Дерипаске и второму крупнейшему акционеру «Норникеля» - Владимиру Потанину пришлось пойти на мировую. Вновь конфликт разгорелся в 2010 г.: партнеры боролись за право управлять компанией, среди прочего UC Rusal настаивала на выплате более высоких дивидендов (дивидендная политика компании предусматривала, что она стремится направлять на выплаты акционерам 20-25% чистой прибыли по МСФО) и отказе от обратных выкупов. В итоге в декабре конфликт при содействии Романа Абрамовича (вместе с Александром Абрамовым он стал акционером «Норникеля») был прекращен. Партнеры заключили 10-летнее акционерое соглашение, которое предполагало выплату за первые три года $9 млрд дивидендов, а в последующем - возврат акционерам половины EBITDA.