Первый звонок перенесли

Номер, перенесенный от одного оператора к другому, остается работоспособным, убедилось вчера Минкомсвязи, опробовав услугу в сетях «Мегафона» и Tele2. Но это не ускорит отмену мобильного рабства
Е. Кузьмина/ Ведомости

Вчера в Санкт-Петербурге Минкомсвязи вместе с «Мегафоном» и Tele2 впервые протестировало услугу MNP (перенос мобильного номера), рассказали «Ведомостям» два участника эксперимента. Номер Tele2 был передан в сеть «Мегафона» - и наоборот, рассказывают они. Звонки и sms после обмена номерами прошли успешно - причем не только с телефонов этих двух операторов, но и с внешних номеров, говорят собеседники «Ведомостей». Тесты продолжатся сегодня и завтра, добавляют они.

Исторический день. Вартан Хачатуров

замдиректора департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи. «Запомните сегодняшний день: сегодня в первый раз в РФ по-настоящему перенесли номер между операторами».

Тест прошел успешно, подтвердил директор департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи Дмитрий Алхазов. Это первый, но важный результат в подготовке инфраструктуры операторов к запуску MNP, говорит он. Кроме базовых услуг связи предстоит протестировать еще целый ряд дополнительных сервисов, и эти работы будут проведены в ближайшее время.

Представители «Мегафона» и Tele2 Петр Лидов и Константин Прокшин подтвердили, что компании участвует в тесте, но обсуждать его отказались.

Успешные тесты вряд ли ускорят сроки внедрения MNP. Часть операторов не успевают подготовиться в отведенный законом срок - до 1 декабря, сообщил на днях «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина в правительство. Дальше всех продвинулись участники вчерашнего теста, следует из письма: в заявленные сроки могут уложиться лишь два оператора - «Мегафон» (готовность программного обеспечения - 33%, ядра сети - 78%) и «Теlе2 Россия» (10 и 20% соответственно).

Минкомсвязи предлагает три варианта решения проблемы. Первый: перенос запуска MNP на 1 марта 2014 г. При этом за просрочку предлагается взимать штраф - 5 коп. в день за одного абонента, пожелавшего воспользоваться MNP. Второй: запустить услугу 1 декабря в пилотном регионе, а по всей стране - 1 марта. Третий: не откладывать старт MNP, но, если оператор не сможет обработать заявку на смену номера в срок, ему будет предложено «ввести меры экономического стимулирования». Например, бесплатно предоставить абоненту все внутрисетевые вызовы на весь срок обработки его заявки с нарушением регламента. Окончательное решение по вопросу переноса сроков пока не принято, сказала пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина.

Дело не в готовности операторов, а в том, что регулятор до сих пор не определился с созданием базы данных перенесенных номеров, необходимой, чтобы не перепутать, какие номера в чьей сети зарегистрированы, считают операторы. Комплексно протестировать систему, в которой услуга сможет реально работать, невозможно без оператора базы перенесенных номеров и четко прописанных процедур взаимодействия всех участников, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. С ним согласна представитель «Вымпелкома» Елена Прохорова, называющая проведенный тест ограниченным тестированием самых простых функций. Подобный тест «Вымпелком» проводил и сам, добавляет она.

Создание базы данных будут оплачивать сотовые компании, а выбрать ее создателя и оператора должно правительство. Два основных претендента на эту роль - Центральный научно-исследовательский институт связи и Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ). Директор КЦ Андрей Колесников говорит, что у его компании все готово. Самигуллина сообщила, что «правительство еще ведет консультации по этому вопросу».