Сами по себе, сами о себе

«Над черной грязью» Дмитрия Гутова - одна из лучших работ 90-х./ Д.Абрамов/ Ведомости

На выставке «Реконструкция» в фонде «Екатерина», вспоминающей галерейную жизнь 90-х, не чувствуется главного, что определяло те годы, - взрывной авантюрной энергии, высвободившейся при распаде прежних форм художественной жизни. Елена Селина, куратор выставки, и не пыталась реанимировать растаявшую атмосферу, ей важен был документ. Работы представлены по галерейному принципу: вот повтор самолета из валенок Алексея Беляева и Кирилла Преображенского, собранного в честь Бойса и показанного в «Риджине» в 1994-м, вот «Я ненавижу государство...» Гии Ригвавы в «1.0», вот такие вещи выставлял тогда-то Гельман или Якут. А вот что по этому поводу писали газеты.

Работ много - на все этажи «Екатерины». Некоторые, как покрывающийся инеем металлический орел Макаревича и Елагиной или картина «Тройка» Виноградова & Дубосарского, - классика, поэтому без кураторского задания сохраняют дух и умонастроения времени своего рождения. А многие вещи полезнее было оставить в прошлом.

«Реконструкция» - попытка воскресить ситуацию, когда художники и опекающие их искусствоведы предъявили себя миру, зная, что никто их особенно не ждет. Теперь современное искусство имеет музеи, господдержку, меценатов и публику. С рынком хуже - регулярные продажи начались с начала 2000-х и быстро приутихли. Арт-бизнес - не единственный бизнес в наших широтах, который развивался не как положено. Но московское арт-сообщество не привыкло осознавать себя частью общества, системы, оно само по себе.

До 24 ноября