Мы узнаем его по бороде

Выставку «Икона Карл Маркс, культовый образ и образ культа» открыли на родине основателя марксизма, многие экспонаты привезли из России

В родном Трире Карла Маркса долгое время не любили. Музей в доме, где он родился, создан на деньги частного фонда, основанного известным социал-демократом Фридрихом Эбертом. Лишь недавно магистрат стал поддерживать его, как остальные музеи города, до этого имени Маркса словно стыдились. Посвященных ему выставок не проводили, открытая сейчас в музее Симеонштифт «Икона Карл Маркс, культовый образ и образ культа» - первая на родине.

Сегодня ситуация меняется, мир вновь полюбил Маркса. Это видно не только по экономистам, обратившимся за неимением лучшего к его работам по теории кризиса, но и по рекламе. Маркс возникает и у Apple, и у IKEA, не зря его борода, согласно социологам, одна из самых узнаваемых в мире. Выставка собрала более 150 изображений Маркса - от социалистической живописи до немецких народных вышивок начала XX века и покрытой лаком деревянной тарелки из Лаоса (1974). Среди авторов - Анна Голубкина, Диего Ривера, Фрида Кало. На часах и марках, плакатах и вазах - всюду встретишь знакомый с детства образ. Часто рядом с Марксом Энгельс и Ленин, а кое-где и Сталин или Мао.

Есть и семейный портрет Марксов работы правнука Фредерика Ланге (1904-1987), и романтичный портрет молодых Маркса и Энгельса кисти советского художника Юрия Походаева. Правда, уже в молодости Маркса изображали с бородой - самая ранняя из дошедших до нас карикатур датирована 1848 г. Здесь главный немецкий журналист той поры уже выглядит глубоким стариком, а ведь ему только 30. Неизвестны живописные изображения безбородого Маркса - хотя на выставке показывают рисунок Исаака Гринштейна (1961), портрет молодого Маркса, он сделан на основе литографии, запечатлевшей трирских студентов перед трактиром в Бонне в 1836 г. На литографии Маркса определили методом исключения, это изображение нельзя считать абсолютно достоверным. Но такие детали в СССР мало кого интересовали.

Множество работ предоставил Российский госархив социально-политической истории. Картины, пролежавшие там более 20 лет, впервые увидели в Трире. Даже не верится, что когда-нибудь их покажут в Москве.

До 18 октября