Матросы, цирк, котята

В Екатеринбурге показывают графику Владимира Лебедева (1891-1967) из собрания Русского музея - очередная выставка петербуржцев в уральском центре
В 20-е годы Лебедеву было мало равных/ Алексей Мокроусов

Лебедев - один из ярких художников 20-х, ценимый и публикой, и коллекционерами. На его детских книжках выросло не одно поколение, его знаменитых обнаженных, нарисованных углем или копотью, собирали не только эротоманы.

В Музее изобразительных искусств показывают 62 работы, от послереволюционного цикла «Прачки», где автор погружается в тонкости кубизма, до натуралистичных иллюстраций к «Трем медведям» Льва Толстого (1947) и «Котятам» Сергея Михалкова (1949) - хоть сегодня в фейсбук.

Лебедев не просто классик детской книги, но основатель ленинградской школы иллюстрирования. Он девять лет редактировал детский отдел Госиздата в золотую пору советского книгоиздания (сотрудников звали «лебедятами»), рисовал - русские сказки, Ольга Берггольц, пропитанный Малевичем «Слоненок» Киплинга. Почти весь Маршак вышел в его иллюстрациях.

Конец прекрасной эпохи был неизбежен. 1 марта 1936 года «Правда» статьей «О художниках-пачкунах» оттопталась на Лебедеве и Владимире Конашевиче, а «Комсомолка» напечатала донос «Мазня вместо рисунков. Формалистическим выкрутасам не место в детской книге». Лебедева уволили.

Идеологическая война лишена памяти - и что Лебедев во многом создал стиль «Окон РОСТа» (более сотни плакатов) не выглядело аргументом в его пользу. Любитель бокса, цирка и бегов, Лебедев не говорил о политике, но его острый взгляд был известен. Цикл «Панель революции» (1922) с веселыми матросами в бескозырках и дородными красавицами не казался гимном происходящему. Опыт работы в «Сатириконе» и других журналах 1910-х годов определил видение мира.

Сочетание любви к сатире и детским книгам, не говоря о характере, сближает его с Сашей Черным. Но после «Правды» и начавшейся многолетней депрессии впору искать параллели с Шостаковичем. Лебедева не арестовали, незадолго до смерти он даже стал членкором Академии художеств. Но былой внутренней свободы, позволявшей радоваться и «Мистеру Твистеру», и натурщицам с мандолиной, уже не было.

До 10 ноября