Нефть пойдет прямо в Китай


«Роснефть» подписала предварительный договор о транспортировке российской нефти через Казахстан с компаниями «Казмунайгаз» и «Казтрансойл», сообщил вчера «Интерфакс». Искать новый маршрут для транспортировки сырья в Китай «Роснефти» пришлось после того, как компания в июне подписала с китайской CNPC контракт на поставки дополнительных объемов нефти (экспорт 365 млн т в течение 25 лет).

Изначально «Роснефть» планировала использовать для поставок в Китай своповые операции: поставлять 7 млн т своей нефти на Павлодарский НПЗ в обмен на нефть «Казмунайгаза», которую компания со своих месторождений направляла бы в Китай по трубопроводу Атасу - Алашанькоу. Предполагалось, что эта схема начнет действовать с 1 января 2014 г. Но между «Роснефтью» и «Казмунайгазом» возник спор, каким образом платить экспортную пошлину, которая, по разным оценкам, могла составить 70-80 млрд руб. в год.

В результате от спотовой схемы решили отказаться. В подписанном предварительном соглашении речь идет о прямом транзите 7 млн т российской нефти через Казахстан в Китай по маршруту Прииртышск - Атасу - Алашанькоу, сказал источник «Ведомостей», близкий к переговорам. Павлодарский НПЗ все равно будет получать дополнительные объемы сырья в счет оплаты транзита поставок «Роснефти» по территории Казахстана. По словам близкого к «Роснефти» источника, «для компании это более выгодный вариант», в том числе и потому, что все экспортные пошлины она согласилась платить самостоятельно. «Величина данного тарифа урегулирована и согласована с ФСТ», - сказал он. Источник «Ведомостей», близкий к ФСТ, говорит, что «этот вопрос еще не обсуждался». Подписание окончательного соглашения о транзите газа в Китай через Казахстан планируется приурочить к заключению нового межправительственного соглашения между Россией и Казахстаном, говорит источник «Ведомостей», близкий к переговорам. Это произойдет до конца года, сказал он и подтвердил представитель Минэнерго. Представитель «Казмунайгаза» не отвечал на звонки.

Ранее против поставок российской нефти в Китай через Казахстан выступала «Транснефть», заинтересованная в дополнительной загрузке своего нового трубопровода ВСТО. Гендиректор компании Николай Токарев в феврале оценивал потери своей компании от транспортировки 7 млн т нефти через Казахстан, минуя систему «Транснефти», примерно в 5,5 млрд руб. Вчера он сказал, что «Транснефть» не участвует в переговорах о транзите нефти через Казахстан. Его представитель был недоступен для журналистов.

В то же время на прошлой неделе Токарев предложил с 1 января 2014 г. повысить тариф на прокачу по ВСТО на 20%. По мнению аналитика ИФД «Капиталъ» Виталия Крюкова, «Сечин решил побыстрее договориться с Казахстаном в ответ на предложения Токарева, тем самым демонстрируя готовность перенаправлять экспорт с ВСТО, если тариф на прокачку по нему будет расти». Источник «Ведомостей», близкий к «Роснефти», утверждает, что с Казахстаном также обсуждается возможность расширения его трубопроводной системы для транзита в Китай.