Вещь недели: Пачка сигарет

С сегодняшнего дня, если вы решите покурить у входа в метро, на перроне вокзала, пляже, детской площадке или в подъезде, вам грозит штраф - от 500 до 1500 руб. Но специальных рейдов полиция не планирует, говорил ранее представитель МВД. Борьба с этим административным нарушением будет вестись так же, как и с другими: если сотрудник полиции увидит нарушение или ему кто-то пожалуется, он придет и оформит протокол. Непонятно, правда, как полиция сможет доказать нарушение, если сигарету уже выбросили.

Вообще-то запрет на курение в этих местах вступил в силу еще 1 июня - это первая часть «антитабачного закона», призванного оградить россиян от табачного дыма и сократить число курильщиков. Но до сегодняшнего дня запрет оставался фактически бессмысленным: поправки в КоАП, прописывающие штрафы за курение в неположенных местах, увязли где-то в коридорах Госдумы, и в результате депутаты приняли их только в середине октября. Аналогичная история и с рекламой табачных изделий: поправки в закон о рекламе, запрещающие ее, Дума приняла в одном пакете со штрафами, так что вступает запрет в силу тоже с сегодняшнего дня.

Чиновники вместе с депутатами подарили табачной индустрии пять с половиной месяцев вольницы. А та от щедрого подарка не отказалась: бюджеты на рекламу в прессе и интернете за эти месяцы выросли в разы. Но главным оружием производителей сигарет стали промоакции. Теперь потребителю не просто предлагали обменять свою начатую пачку сигарет на полную, но другой марки - потребителю предложили шоу. Производитель поменьше выпускал на улицы города привлекательных девушек, которые разъезжали на велосипедах и раздавали прохожим сигареты. Один из лидеров рынка использовал в рекламной кампании трейлеры, в которых курильщикам рассказывали о новой марке, дарили подарки и купоны на семь блоков сигарет. Казалось даже, что вернулись времена, когда ограничений на рекламу и продвижение сигарет почти не было. С сегодняшнего дня промоакции под запретом.

Но у производителей все еще есть в запасе секретное оружие - выкладка. В нескольких городах мне встретились практически монобрендовые киоски - до 80% выкладки занимали сигареты одной марки. Но скоро и этот канал коммуникации с потребителем будет недоступен: с 1 июня 2014 г. сигареты будут продаваться только по прейскуранту, а продавцы должны будут доставать пачки из непрозрачных кейсов. Одновременно табачники лишатся важного канала продаж - кафе и ресторанов, ведь там курение тоже будет под запретом.

А значит, табачным компаниям придется разработать новые виды оружия в борьбе за потребителей.