Хорошая новость: Толоконникова в стране ФСИН


Можно было бы подумать, что смысл существования Федеральной службы исполнения наказаний состоит в том, чтобы точно знать, где в какой момент времени находятся заключенные. Однако это не так. Почти месяц ни один чиновник ведомства не мог сказать адвокатам и родственникам Надежды Толоконниковой, где она. Пропав в Мордовии, она неожиданно появилась 27 дней спустя в туберкулезной больнице в Красноярске. Все это время сотрудники ФСИН путались в показаниях и противоречили друг другу, лукавили и молчали.

По информации адвокатов Толоконниковой из ассоциации «Агора», этап был долгий и трудный, со множеством пересадок - в Копейске, Тюмени и Омске. Как можно - без всяких объяснений - отправлять в такое путешествие человека, у которого проблемы со здоровьем? Как можно скрывать это от адвокатов и родственников? Вряд ли это лишит их сна, но теперь тюремщики несут ответственность за все возможные болезни своей заключенной.

Смысл спешной - и тайной - транспортировки был, вероятно, в том, что, когда заключенный находится на этапе, к нему можно не пускать адвокатов. Можно даже не уведомлять их, где он находится. Такое впечатление, что огромное ведомство проиграло войну молодой женщине и спрятало ее от безысходности, как двоечник прячет под диваном дневник: авось все забудут к Новому году.

Надежда Толоконникова осуждена за хулиганство на два года и по любым меркам не представляет никакой общественной опасности. Ее приговор воспринимается множеством людей как совершенно неправосудный. За ней следит весь мир. Казалось бы, в этой ситуации важную заключенную надо было посадить в образцово-показательную колонию, сдувать с нее пылинки и надеяться, что ее пребывание в заключении пройдет без единой помарки.

На деле оказалось, что в колонии происходят массовые нарушения, которые признала даже привычная ко всему Мордовская прокуратура. Еще оказалось, что Толоконникова не стала мириться с нарушениями и начала борьбу. Она написала громкое письмо на волю, а затем объявила голодовку. По ее словам, заместитель начальника колонии ей угрожал. После штрафного изолятора и странного исчезновения словам этим верить все легче.

Может быть, Федеральная служба исполнения наказаний не смогла найти ни одной беспроблемной колонии, но это сложно себе представить даже теперь. Скорее, никому во всей службе не пришло в голову, что кто-то из заключенных начнет возмущаться и это вызовет хоть какое-нибудь волнение в обществе. Руководство ФСИН всерьез привыкло жить в стране чудес, в которой заключенные бесправны, а диалог с ними ведется с интонацией, с какой червонная королева говорила: «Отрубить ему голову!» Но вот в эту страну попала Толоконникова и сказала: «Кому вы страшны? Вы ведь всего-навсего колода карт». И королева оказывается инфантильным, беспомощным существом.

Надежда Толоконникова жива, и это хорошая новость. Очень хочется верить, что ее здоровье не пострадало, а срок завершится без приключений. Плохо вот только то, что те же самые люди, которые устроили цирк с ее исчезновением, отвечают за жизнь и благополучие 700 000 наших соотечественников.