Люди авангарда

Выход двух томов «Энциклопедии русского авангарда» - значимое культурное событие. Более авторитетного издания по этой теме еще не было

Коллективная работа над этой энциклопедией шла 12 лет, руководили ею два уважаемых в профессиональной среде искусствоведа - Василий Ракитин и Андрей Сарабьянов. Список авторов двухтомника насчитывает 173 человека, и почти все они - от Наталии Автономовой до Александра Якимовича - также хорошо известны среди коллег. Кстати, неплохо было бы в книге дать и им хотя бы самые короткие характеристики, потому что только авторитет авторов и составителей делает «Энциклопедию русского авангарда» изданием образцовым, вызывающим доверие к собранным там сведениям.

В советские времена гарантировать качество книги могло издательство, например «Большая советская энциклопедия», в наши дни - институция, например Государственный институт искусствознания. Здесь же издатель совсем непрофильный, госучреждения, прежде всего музеи, только предоставляли иллюстративные материалы. Сотрудники этих музеев, естественно, являются и авторами книги, но именно как исследователи, специалисты, отвечающие за напечатанное собственным именем.

Иллюстрации, скажем сразу, одна из важнейших составляющих издания, их в двух томах - 1500. Собраны они из сотни музеев, частных собраний, архивов и галерей, центральных, региональных и зарубежных. Кто хоть когда-то сталкивался с проблемой получения «картинок» из наших музеев, знает, что из Йеля добыть их значительно легче. Особо приятное удивление - репродукции, собранные в блоки по алфавиту (по фамилиям авторов), представлены без цветовой и стилистической какофонии, хотя на одном развороте могут соседствовать фотографии, живопись и архитектурные проекты. Среди иллюстраций много редких, а то и впервые воспроизводимых работ. В этом безусловное достоинство книги. Но почему в ней нет «Черного квадрата» Малевича - загадка. Ну не может издание о русском авангарде обойтись без его иконы. Пусть все и знают, как она выглядит.

Изобретателю супрематизма вообще в книге не слишком повезло, поскольку статья о нем отнюдь не самая обстоятельная, как можно было бы предположить. Написана она Ракитиным, в чьей компетенции никто не сомневается, коротко и информативно. Конечно, о Малевиче можно узнать и из других источников и вообще энциклопедия не учебник, но все же хотелось бы большей логики и единообразия в написании статей. Их в спешке, разумеется, не достигнуть, а работу, не имеющую регулярного финансирования и ясных сроков сдачи, спокойно не сделаешь. Тут опять вся надежда на дисциплину и профессионализм авторов и авторов-составителей.

Некоторые статьи написаны не без щегольства, красиво: «Каждая работа Родченко - это минимальный по типу используемого материала композиционный опыт» (Александр Лаврентьев), «Буква - ее форма, ее начертание, ее тайный смысл - становятся основным элементом его стихов» (Екатерина Бобринская об Алексее Крученых). Другие составлены сухо, как и принято в энциклопедиях, предполагается, что о художнике подробно можно прочитать в книгах, приведенных в библиографии. Иногда в библиографии ссылка дается только на документ из архива, как в случае с художником Александром Федоровичем Клюкиным, о котором Фаине Балаховской удалось найти сведений лишь на несколько строчек.

Первые два тома энциклопедии - биографии людей, имеющих к русскому художественному авангарду не только прямое, но и довольно далекое отношение. О Всеволоде Мейерхольде можно прочитать и в театральной энциклопедии. Достаточно спорно, стоило ли коротко писать о Пабло Пикассо или Анри Матиссе, хотя их влияние на русских художников и очевидно. Но это все частности, которые возможно исправить (или не исправлять), когда выйдет электронное издание книги, которая практически малоподъемна. Вроде бы издатели собираются это сделать.

Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 2 томах. Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. М.: ООО «Глобал Эксперт энд Сервис Тим», 2013