Просто посадить дерево

По данным ООН, в мире по инициативе бизнеса ежегодно высаживается 2,5 млрд деревьев. Российский интернет-сервис «Маракуйя» упрощает участие компаний в восстановлении лесов
Более 20 000 новых деревьев за полгода работы сервиса высадили на деньги клиентов «Маракуйи»/ С. Гунеев/ РИА Новости

Топ-5 компаний в России по высадке леса

Компании, которые целенаправленно занимаются восстановлением лесов:. Yves Roсher Citibank Родники России Нестле Россия Даурия аэроспейс

Новый лес в подарок к Новому году получили в прошлом году клиенты и партнеры компании «Даурия аэроспейс». Посадка 5000 саженцев сибирской ели в национальном парке «Таганай» (Челябинская обл.) и пятилетний уход за новыми деревьями стоили компании $10 000. «Все эти бесконечные календари и сувениры обходились нам даже дороже, а эффект совсем другой», - говорит Михаил Кокорич, президент «Даурии аэроспейс». Посадить новый лес на месте сгоревшего оказалось не сложно. Кокорич первым в мире сделал это через специальный интернет-сервис, всего за несколько кликов мышкой. В своем лесу на юге Челябинской области Кокорич еще не был, но видел фотографии и планирует заказать космическую съемку леса «Даурии».

Лесничий на связи

Из курса о социальной ответственности бизнеса выпускник Middle East Technical University Александр Платонов усвоил, что многие корпорации на Западе тратят многомиллионные бюджеты на восстановление лесов. Вернувшись в Россию, Платонов придумал сервис «Маракуйя», который позволяет посадить дерево практически в любой точке мира, не выходя из офиса и не затрачивая огромных средств. Просто «Маракуйя» связывает напрямую компании и лесничих.

«Поиск территории для посадки леса, по статистике, у компаний занимает больше года, - рассказывает Платонов. - В этот процесс вовлечено много посредников. В итоге посадку леса могут себе позволить лишь крупные корпорации с многомиллионными бюджетами, а лесным хозяйствам - национальным паркам и заповедникам - достаются копейки. Наш сервис позволил сразу снизить нынешнюю себестоимость посадки в 2-3 раза, уверяет Платонов. Посадить лес из 10 деревьев с пятилетним уходом через наш сервис стоит дешевле, чем купить букет цветов, который завянет через несколько дней».

Сейчас у «Маракуйи» есть договоренность с сотней национальных парков и лесничеств в России, США и Канаде. Прежде всего, это территории, пострадавшие от пожаров, ветровалов и короеда.

1 га нового леса - 3000-4000 деревьев - обойдется компании примерно в 300 000 руб., включая подготовку территории, покупку саженцев, посадку и пятилетний уход. А на именной страничке компании на сайте «Маракуйи» лесничий будет регулярно рассказывать, что происходит с лесом.

Ангелы нашлись

«Самое сложное было искать неструктурированную информацию о посадках леса компаниями. Нет единого источника в интернете, куда бы вы смогли зайти и сразу понять кто - где - когда и сколько посадил. Фактические этим ресурсом должны стать мы», - рассказывает Платонов. В команде «Маракуйи» 20 молодых специалистов, инженеры, программисты, эксперт по развитию географии особо охраняемых природных территорий, студент Оксфордского университета, совершенствующий технологию углеродного калькулятора, и менеджер по развитию из крупного международного ритэйл банка. Всем им нет еще и 30 лет. Бета-версию сайта запустили в 2012 г. собрав около полумиллиона долларов из личных накоплений, а спустя несколько месяцев привлекли несколько миллионов долларов венчурных инвестиций. В апреле этого года команда «Маракуйи» побывала в Кремниевой долине, получив одобрение от Альберта Гора, лауреата Нобелевской премии и бывшего вице-президент США, который пригласил Александра Платонова в свою организацию по борьбе с глобальными изменениями климата Climate Reality Project.

Более 20 000 новых деревьев за первые полгода работы сервиса высадили клиенты «Маракуйи». Пионера - «Даурию аэроспейс» - поддержали Esta Construction и Laider, «Нестле Россия» и Bright Capital.

К идее поучаствовать в посадке новых деревьев через интернет-сервис Виктор Лобанов, гендиректор строительной компании Esta Construction, поначалу отнесся с опаской. Потому что прежде экологические проекты его компания не поддерживала. Но потом Лобанов решил, что восстановление леса - дело благородное, выбрал национальный парк «Угра» в Калужской области и сам поехал сажать дубы.

«Я даже не думал, что посадка деревьев вызывает такой эмоциональный всплеск, - удивляется Лобанов. - Мы с семьями провели в «Угре» целый день и уезжали с чувством, что деньги и время потрачены не зря».

Более 5000 дубов там же, в «Угре», этой осенью посадили и сотрудники «Нестле Россия».

Чуждая экология

«Посадка деревьев - это понятное для всех проявление экологически ответственного поведения компаний, - полагает Кокорич. - А проявить его через интернет-платформу очень просто. Выбрал национальный парк, карточкой оплатил посадку нужного тебе количества деревьев, а потом, к примеру, каждому клиенту - пять деревьев в подарок. Это хороший пиар-ход. Через пару лет можно на карте отметить и показывать всем большой именной участок леса». Вот только большинство российских компаний до этого еще не доросли, скептичен Кокорич.

Экологические нормы вписаны в корпоративную культуру некоторых корпораций. «У Intel есть даже внутрикорпоративный KPI «участие в экологических программах», выполнение которого влечет в том числе финансовые поощрения, - рассказывает Руслан Абдикеев, гендиректор лаборатории социальных инноваций «Клаудвочер». -Но похвастаться подобным могут только самые передовые компании».

Увидеть клиентами «Маракуйи» компании, оказывающие негативное влияние на окружающую среду - представителей нефтегазового сектора, металлургов, рассчитывает и Платонов. Пока они интереса к восстановлению лесов не проявляли, но Платонов оптимистичен и убежден, что в ближайшие несколько лет его сервис поможет удвоить количество деревьев, высаживаемых в мире при участии бизнеса.