Водку не берут

Из-за дороговизны и ограничений в Татарстане снизилась продажа водки. Местные производители пострадали меньше благодаря протекционистским мерам властей

Продажи водки в Татарстане за 10 месяцев сократились на 22% по сравнению с тем же прошлогодним периодом, рассказал вчера на брифинге руководитель Госалкогольинспекции республики Игорь Марченко. При этом продажи водки местного производства упали только на 19%, а привозной - на 33%, рассказал «Ведомостям» замруководителя Госалкогольинспекции Рустем Арсланов. В октябре эти цифры - 3 и 37% соответственно.

По словам Марченко, падение связано с повышением минимальной розничной цены на водку со 125 до 175 руб. за 0,5 л (с 1 января, когда акцизы выросли сразу на 33%).

Также сказалось ограничение на продажу: с 1 января спиртное в Татарстане можно продавать только с 10 до 22 ч. По данным инспекции, количество торговых мест, имеющих лицензию на продажу алкоголя, сократилось почти на 10%: с 7800 до 7100.

А производство водки за то же время в Татарстане выросло на 34%, отмечает Арсланов. Половина местной водки вывозится за пределы республики, поэтому растет производство при спаде продаж, объясняет руководитель Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

С начала года привозную водку в Татарстане могут продавать только три компании: «Саман», «Россич» и «Премьер», говорит топ-менеджер компании - крупного оптового продавца алкоголя. «Это целенаправленная политика <...> в Татарстане создана уникальная система закрытости рынка», - сетует бизнесмен. По его словам, дистрибуцию водки ему предложили отдать трем названным компаниям, но он отказался. «Проживу и без водочной продукции, буду делать акцент на [продаже] вина», - сказал собеседник «Ведомостей».

Менеджеры крупнейшего в Татарстане производителя водки «Татспиртпрома» и его дистрибутора «Алкоторга» отказались от комментариев. Сотрудники «Фирмы Саман» и ТД «Россич» также не стали отвечать на вопросы.

Падение продаж связано с ценой, уверена председатель Алкогольной ассоциации Татарстана Анна Галимова. У «Татспиртпрома» продукции низкого ценового сегмента больше, поэтому их продажи упали меньше, объясняет она. По ее данным, ввозная водка в республике представлена только в нижней планке высокого ценового сегмента и в верхней планке среднеценового сегмента, а «народной водки там нет». В Управлении ФАС по Татарстану вчера не успели подготовить оперативные комментарии. Рынок Татарстана закрыт для привозной водки (она занимает не более 25%), «Татспиртпром» обеспечивает 80% продаж водки в республике, говорит Дробиз. По его словам, с местной водкой также серьезно конкурирует дешевая казахская водка (см. врез).

По данным Дробиза, в Татарстане быстро развивается нелегальный рынок: многие магазины отказываются от лицензий и продают водку без них, растут массовые продажи алкоголя с рук. Например, казахская качественная заводская водка с рук стоит 100 руб., говорит он.

По данным ЦИФРРА, по России падение продаж водки за 10 месяцев - 10-12%.