ОСК взяла курс на бюджет

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) собирается до 2030 г. инвестировать в свое развитие 1,14 трлн руб., 65% из которых рассчитывает получить из бюджета

В целом стратегия развития, как и прежде, предполагает увеличение внутренних и экспортных продаж, модернизацию предприятий, а также реформирование системы управления и схемы владения активами. Сейчас используется трехступенчатая система управления: ОСК - региональные центры - предприятия. Субхолдинги решено упразднить - они станут профильными департаментами ОСК. Схема, по которой будут упразднены субхолдинги (три из четырех, ОСК в них принадлежит от 98,11 до 100%, по данным «СПАРК-Интерфакса». - «Ведомости») сейчас прорабатывается юристами, новая структура ОСК будет утверждена в течение двух недель, сказал Рахманов. Ликвидация субхолдингов займет около трех месяцев, добавил он. Самостоятельным юридическим лицом останется лишь Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС, «дочка» ОСК). В нем у ОСК будет блокпакет, остальное - у СП «Роснефти» и Газпромбанка. Основной проект ДЦСС - достройка верфи «Звезда» в Приморском крае для выпуска техники для шельфовых проектов. За время существования ОСК в отечественном судостроении не произошло ничего «глобального, эпохального» и, судя по опубликованной стратегии, вряд ли произойдет, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. ОСК, как и прежде, рассчитывает на гособоронзаказ и госкорпорации, хотя должна расширять коммерческую составляющую, отмечает он. Чтобы увеличить гражданские заказы, ОСК нужно сократить время строительства в 3 раза и снизить себестоимость наполовину, советует Безбородов. Нужны новые мощности, новая продукция, кадры, перечисляет он.

Перспективный сегмент. 20

газовозов - столько судов, в том числе ледового класса, потребуется российским заказчикам до 2030 г.

Инвестиции до 2030 г. оцениваются в 1,14 трлн руб., 65% из которых планируется получить из бюджета - т. е. более 740 млрд руб. Это предусматривает базовый сценарий стратегии развития ОСК, опубликованной вчера на сайте корпорации. Три других сценария предполагают, что за счет бюджета будет профинансировано только 15% инвестпрограммы.

Вечером стратегия с сайта исчезла. Документ был вывешен на сайте ОСК ошибочно - он не соответствует варианту, утвержденному советом директоров корпорации, хотя и имеет с ним некоторое сходство, сообщил «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Телефон представителя ОСК был отключен, хотя в течение дня он комментировал опубликованный документ, отказавшись говорить только об инвестициях. В первоначальном варианте стратегии базовый вариант предусматривал инвестиции в 1 трлн руб., а доля господдержки должна была составить 20%. Для сравнения: на госпрограмму «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.» из бюджета планируется выделить в общей сложности 337,9 млрд руб.

Большая часть продукции ОСК - оборонная и прибыль там минимальна, замечает представитель ОСК. Развивать сектор гражданского судостроения и шельфовой техники трудно: в сегменте высокотехнологической и высокомаржинальной продукции - газовозов - лидирует Южная Корея (90% рынка), велика конкуренция и на рынке сухогрузов, танкеров. «Поэтому мы делаем ставку на производство техники для эксплуатации в условиях Арктики, - замечает собеседник. - Мы давно работаем по этому направлению, и у России есть шанс оставаться здесь лидером». По оценкам нефтегазовых компаний, освоение континентального шельфа потребует уже к 2030 г. создания технических средств и сопутствующей инфраструктуры для добычи и транспортировки до 100 млн т нефти и до 200 млрд куб. м газа в год, говорится в стратегии.