Блиц-интервью: Иногда лучше купить услугу

Гендиректор АСИ Андрей Никитин - об итогах обсуждения «дорожной карты», перспективах ее согласования и решении проблемы очередей в детские сады

На конференции прозвучало много предложений по совершенствованию «дорожной карты». К каким АСИ готово прислушаться?

- Проект «дорожной карты» представляет собой достаточно обширный документ, в котором мы постарались совместно с коллегами-разработчиками учесть все предложения экспертов и профессионального сообщества. Конференция еще больше убедила в необходимости изменений, которые мы предлагаем. Конечно, ряд предложений, которые сделали участники конференции - например, выстраивание системы оценки качества предоставления социальных услуг (неважно, государственными или негосударственными предприятиями), описание и тиражирование уже имеющихся кейсов в регионах - мы обязательно постараемся учесть.

На каком этапе сейчас подготовка «карты»? Когда планируется выносить ее на набсовет?

- Мы свели все предложения экспертов и профессионального сообщества, провели ряд публичных обсуждений. Теперь, получив дополнительные замечания и предложения, планируем их учесть и направить проект на согласование с федеральными ведомствами. Думаю, это будет непростой этап и, наверное, не одна итерация согласования. Как только придем к более-менее согласованному варианту, будем выносить проект «дорожной карты» для утверждения и одобрения наблюдательным советом агентства во главе с президентом Владимиром Путиным. Планируем это сделать в первом квартале 2014 года.

Есть ли замечания от ведомств? От каких и что это за замечания?

- Как я сказал, официальное согласование с ведомствами нам только предстоит. По итогам конференции мы получили ряд замечаний и предложений от Минфина. Как по конкретизации отдельных мероприятий «карты», так и по необходимости представления более детальных обоснований тех или иных изменений, особенно в части перераспределения бюджетных средств и предоставления налоговых льгот. Но это объективный процесс, и мы очень благодарны министерству за активное участие. Для нас лучше заручиться концептуальной поддержкой Минфина, что называется, «на берегу».

В «карте» предусмотрены пилотные проекты по передаче в собственность бизнесу государственных социальных учреждений. Есть ли уже понимание, в каких регионах возможны эти пилоты и что они будут представлять из себя?

- Пока назвать список пилотов сложно. Думаю, в том числе и по предложению Минфина, мы направим «дорожную карту» на согласование в ряд субъектов Российской Федерации. Сейчас уже вырисовывается ряд субъектов, которые активно хотят что-то менять в социальной сфере и расширять негосударственный сектор, некоторые из них участвуют в разработке «дорожной карты» - это, конечно, Москва, Московская область, Пермский край, Башкортостан, Хабаровский край, Ульяновская область и многие другие.

Хочу обратить внимание, что в этом разделе «дорожной карты», где мы говорим о необходимости проведения пилотных проектов по передаче социальных объектов в управление, мы также говорим о пилотах, которые могут провести компании с государственным участием и госкорпорации. Президент давно говорит о необходимости передачи или продажи непрофильных активов госпредприятий. На наш взгляд, передача в управление поликлиник, детских садов, лагерей и иных объектов социнфраструктуры, находящихся на балансе госкомпаний и являющихся непрофильным активом для таких компаний, вполне попадает в этот приоритет.

Сейчас много говорится о проблемах дошкольного образования. Вам самому кажется, как правильнее решать эту проблему: государство должно больше строить детских садов или правильнее закупать услугу?

- Хороший вопрос. АСИ совместно с более чем 15 регионами реализует модельную программу развития негосударственного сектора дошкольного образования. Она представляет собой набор мероприятий, которые мы рекомендовали регионам сделать. Подводя некоторые итоги, этой осенью мы поняли, что регионы предпочитают строить новые дошкольные образовательные учреждения, а не закупать услугу. Хотя успешная реализация проекта «Билдинг-сад» в Самарской и Московской областях показывает, что бывает дешевле поступить по-другому: можно заказывать услугу у частного детского сада или компенсировать ему ряд затрат так, чтобы родительская плата в государственном садике и частном получилась сопоставимой.

Возвращаясь к вопросу. Мое мнение, что для решения проблемы нужно и строить новые детские сады, и заказывать услугу у частников, и развивать вариативные формы дошкольных учреждений. Но при принятии решений о строительстве нового садика надо взвешивать все плюсы и минусы с экономической точки зрения. В некоторых случаях, очевидно, проще и дешевле заказать услугу у частника и в контракте с ним прописать правила работы и условия, чем тратить большое количество бюджетных денег на новое строительство. На наш взгляд, этим принципом надо руководствоваться не только для решения проблем с детскими садами, а во многих отраслях социальной сферы.