Эсэмэски стали предметом импорта

Для sms-рассылок найден новый дешевый способ оптовой отправки: спам распространяется с британских и других иностранных номеров
М.Стулов/ Ведомости

Компании, активно использующие sms-оповещения, начали проводить их рассылку через европейские номера. Например, служба заказа такси Gettaxi и хостинг FastVPS с недавних пор извещают клиентов о различных операциях с номеров с британским префиксом (+44). С таких номеров корреспонденты «Ведомостей» также получали эсэмэски с рекламой компаний, занимающихся ремонтом квартир.

Переводить рассылки за пределы России компаниям пришлось после того, как российские операторы подняли цены на sms-оповещение в интересах клиентов и изменили правила работы с рассылками, рассказывает сотрудник одной из компаний, активно использующий sms-оповещение пользователей. Если раньше у каждого оператора был пул крупных реселлеров (от 30 до 100 компаний), то осенью «большая тройка» под предлогом борьбы со спамом разрешила покупать мобильную рекламу только у определенных, проверенных поставщиков (тех, кто заключает с ними прямые контракты) - таких, например, как Megalabs у «Мегафона» или «Темафон» у «Вымпелкома». Эсэмэски, идущие через других агрегаторов, фильтруются, т. е. те из них, которые оператор сочтет нужным блокировать, он блокирует.

При переходе на новую систему резко увеличились оптовые цены на sms-оповещение: если раньше одно сообщение стоило при покупке у партнеров минимум 0,03 руб., то теперь - 0,2-0,25 руб., возмущается собеседник «Ведомостей».

По его словам, старые реселлеры адаптировались к ситуации и предложили клиентам выбор: либо покупать мобильную рекламу по новым ценам, либо переводить sms-оповещения на западные шлюзы - создавать так называемые виртуальные номера и делать рассылки с них. При использовании шлюзов для эсэмэсок за границей можно подставлять любой европейский номер. А если сообщение пришло с западного номера, то «большая тройка» не может его блокировать, так как ей трудно распознать - это обычное sms от абонента из Европы или рассылка. Кстати, по словам сотрудника компании, пользующейся sms-рассылкой, использование таких шлюзов увеличило стоимость рассылки, но конечная цена для клиентов агрегаторов, использующих такой способ, все равно выгоднее, чем работа с официально утвержденными агрегаторами.

Председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова рассказывает, что компании теперь нередко заключают соглашения и с европейскими агрегаторами. По данным ассоциации, сейчас цены на sms-рассылки у российских операторов могут в 10 и более раз превышать цены европейских компаний. По мнению Анциферовой, в ситуации, когда «большая тройка» вынуждает рынок работать по сильно завышенным ценам, клиентам ничего не остается, как искать альтернативных поставщиков услуги. Оптимальным решением проблемы было бы не отрезание внешнесетевого sms-трафика для борьбы со спамом, а приведение тарифов и условий работы операторов к конкурентоспособному уровню, считает Анциферова.

Сотрудник одного из операторов рассказывает, что в большинстве случаев речь идет не о прямых договорах с зарубежными операторами, а о виртуальных номерах. Для того чтобы подставить зарубежный номер, не обязательно гнать sms на зарубежный шлюз, продолжает собеседник «Ведомостей», но такая схема может быть признана серой и операторы будут с ней бороться.

Заместитель гендиректора Gettaxi Виталий Крылов не объясняет, как именно была организована рассылка его компанией, но обещает, что это временное явление.

Скоро, уверяет Крылов, эсэмэски клиентам начнут приходить с привычных номеров одного из операторов «большой тройки». С представителем FastVPS связаться не удалось.

Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева подтверждает, что после введения заградительных мер против недобросовестных рассыльщиков мобильной рекламы для рассылок вместо коротких четырехзначных номеров агрегаторы стали использовать 11-значные с международными и региональными префиксами. Но, продолжает она, компания не видит драматического изменения в количестве добросовестных клиентов, которые пользуются sms-рассылкой. У «Вымпелкома» нет единого и неделимого поставщика рекламных рассылок, настаивает Айбашева: клиенты оператора находятся в равных условиях и получают услуги по ценам, соответствующим количеству отправленных сообщений.

МТС не повышала цен на sms-рассылки, а, напротив, снизила их прошлым летом в среднем на 15%, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. МТС не заметила миграции рассылок на обычные 11-значные номера после начала блокировок sms-спама с коротких и буквенных номеров, уверяет Солодовников. Компании важно ограждать абонентов от спама, который приходит в том числе из сетей зарубежных операторов, констатирует он, у оператора есть и техническая, и правовая возможность отслеживать такого рода рассылки.

«Мегафон» тоже заметил присутствие эсэмэсок с международных номеров в своей сети, подтверждает его представительница Юлия Дорохина, но на услуге «Мобильная реклама» это негативно не сказалось: больше того, количество клиентов увеличилось в несколько раз.