РЖД спасает «дочку»


РЖД и ее «дочка» ФГК подпишут на этой неделе соглашение о передаче 114 000 полувагонов оператора в управление железнодорожной монополии (условия не раскрываются), сообщили «Ведомостям» источники, близкие к компаниям (представители от комментариев отказались). Это 68% от общего числа вагонов ФГК (всего их 167 000). Это позволит сократить число порожних рейсов в 1,5 раза и уменьшить оборот вагона с 16 суток до 13, поясняют они. А ФГК сможет дополнительно заработать 3,6 млрд руб. за год, говорит один из собеседников.

Ранее РЖД предложила несколько вариантов «консолидации парка полувагонов»: на базе РЖД, на базе ФГК, железнодорожные операторы создают такой пул вагонов сами или при помощи электронной торговой площадки. Но управлять вагонами должна РЖД, подчеркивается в презентации вице-президента монополии Вадима Морозова. Президент РЖД Владимир Якунин не раз высказывался за возврат монополии 30% существующего парка вагонов. Об этом он писал премьер-министру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Аркадию Дворковичу (копии писем есть у «Ведомостей»). По словам Якунина, передача в аренду РЖД трети парка (около 350 000-360 000 полувагонов) позволит увеличить время оборота вагона в 4 раза, что обеспечит необходимый уровень погрузки - 3,5 млн т в сутки (1,2 млрд т в год). Все это за счет сокращения количества порожних вагонов на сети. Сейчас на сети лишних 290 000 вагонов, подчеркивает Якунин. Представитель аппарата Дворковича инициативу президента РЖД не комментирует. Получить комментарии от пресс-секретаря Медведева не удалось.

Точечное «обезличивание» вагонов не решает проблему эффективности управления парком - нужно разработать новую технологию управления, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Для ФГК отдать вагоны в управление РЖД - вынужденная мера, отмечает Бурмистров, оператор проигрывает в эффективности конкурентам - у него проблемы с порожним пробегом и из-за этого финансовые потери. В планах РЖД предложить другим операторам заключать такие соглашения, говорит один из собеседников. Но операторы вряд ли согласятся, говорит топ-менеджер одной из компаний.