«Скорая» в космосе

Ценители современной оперы проехались в Текстильщики, где состоялась российская премьера «Астероида 62» Дмитрия Курляндского

Повинуясь замыслу молодого режиссера Капитолины Цветковой-Плотниковой, слушатели, собравшиеся в зале культурного центра «Москвич», по команде прошли из зала на сцену, где расселись кругом и стали при таинственном освещении внимать музыке, приходившей к ним со всех четырех сторон: Московский ансамбль современной музыки под управлением Федора Леднева поделился на четыре части, чтобы окружить слушателей подобием космического пространства. «Астероид 62» - опера, сюжет которой можно собрать воедино лишь из совокупности комментариев авторов и собственных догадок: в наличии имеются только лирические стихи Дмитрия Яламаса, помещенные в программке по-русски, но распеваемые четырьмя артистами вокального ансамбля N'Caged в английском переводе (как это было на мировой премьере оперы в Граце), и ссылка на каталог астероидов, в котором номер 62 носит имя Эрато - музы любовной поэзии. Четыре безымянных персонажа в некий момент, который трудно назвать кульминационным, обнаруживают в астероиде, свисающем из-под колосников, миниатюрную акробатку. Наивный зритель может подумать, что герои разбудили космическую спящую красавицу, однако, согласно объяснениям композитора, это они, умерев от непонимания и неразделенной любви, обрели собственную искомую целостность.

Композитор Дмитрий Курляндский оперирует не звуками культуры - нотами, а звуками окружающего мира - шумами, скрипами и призвуками. Даже тональные рулады, которые выводят певцы, ухитряясь применять к ним эффект Допплера, обязаны своим происхождением сирене амстердамской «скорой помощи» - одному из тревожных шумов города. Лучшим слушателем музыки Курляндского может стать тот, кто всецело доверится ее неспешному течению во времени и, не сетуя на долгие повторы и не ища интеллектуальных смыслов, позволит всему звуковому потоку - состоящему из звуков подчас нарочито бедных, а больше из пауз - пройти через тело, проверить на созвучность музыке свой физический организм. Слушатели, которым удалось настроиться с композитором на одну волну, в Москве, безусловно, нашлись, поэтому стоит пожалеть о том, что повторений «Астероида 62» в ближайшее время не планируется.