Вячеслав Зубарев: «В 2009 году надо было пережить кризис, а сейчас – научиться жить в нем», – Вячеслав Зубарев, основатель холдинга «Транстехсервис»

Создатель крупнейшего регионального дилера в России, торгующего автомобилями 23 брендов, рассказывает о настроениях людей и о том, как они влияют на продажи
Основатель холдинга «Транстехсервис» Вячеслав Зубарев/ Транстехсервис

1981

переехал в Набережные Челны, где начал работать на заводе двигателей, пройдя ступени от мастера цеха до руководителя производства

1991

начальник отдела маркетинга производственного комплекса «Мотор-1» «Камаза»

1993

основал фирму «Транстехсервис» (торговая марка ТТС)

Казань лидирует

Первое место в России по количеству реализованных легковушек заняла столица Татарстана в январе - июне 2013 г. Казань также занимает третье место в России по количеству автодилерских центров после Екатеринбурга и Ростова-на-Дону соответственно (данные «Автостата). В столице Татарстана один дилерский центр на 19 600 человек. В Москве - на 27 400 жителей, в Петербурге - на 25 500 жителей. 7,6% на столько увеличился этот рынок в Казани по сравнению с первым полугодием 2012 г. 24360 автомобилей было продано в Казани за первую половину этого года 11120 автомобилей было продано в Тольятти (2-е место), это на 6% больше, чем в том же периоде прошлого года Замыкает первую тройку Ростов-на-Дону: здесь продажи увеличились почти на 6%. Кроме Краснодара (4-е место) продажи автомобилей в городах России не росли, а падали. На продажах автомобилей в Казани сказались 1051 автомобиль Hyundai Sonata и Hyundai Solaris. Hyundai был генеральным партнером прошедшей в городе всемирной летней Универсиады и поставлял в Казань автомобили, которые после Игр были реализованы с дисконтом. Это сказалось на статистике, ранее объяснял «Ведомостям» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Данные «Автостата»

ООО «Транстехсервис»

Вячеслав Зубарев контролирует 100% через его компании - ООО «Производственная фирма «Стройлеспрогресс» и ООО «Лада-сервис II» балансовая стоимость активов - 16,7 млрд руб. (девять месяцев 2013 г., данные компании). Финансовые показатели (данные компании, девять месяцев 2013 г.): Выручка - 37,4 млрд руб., Прибыль - 1,07 млрд руб. Холдинг «Транстехсервис» (торговая марка ТТС) создан в 1993 г. Занимается продажами автомобилей 23 марок: от Lada, «УАЗ» и Renault до Porsche, BMW и Audi. У «Транстехсервиса» 62 автоцентра и четыре автосалона машин с пробегом в девяти городах Поволжья (Набережные Челны, Казань, Нижнекамск, Уфа, Ижевск, Чебоксары, Йошкар-Ола, Стерлитамак, Альметьевск). По данным «Автобизнесревю», входит в топ-5 авторитейлеров России после «Автомира», «Рольфа» и «Мейджора».

Судьбу Вячеслава Зубарева определил... пожар. Поддавшись патриотическому порыву, выпускник Челябинского политеха приехал в 1981 г. работать на недавно построенный «Камаз». И сделал там отличную карьеру - за 10 лет вырос до начальника производства на заводе двигателей. Но в 1993 г. пожар полностью уничтожил завод двигателей. А после того как производство было восстановлено, выяснилось, что «Камазу» столько людей уже не требуется, вспоминает Зубарев. И он ушел с завода, начал торговать автомобилями. Сегодня созданный Зубаревым холдинг «Транстехсервис» - крупнейший региональный дилер в стране, выше него в рейтинге 200 крупнейших частных компаний Forbes только четыре московских автодилера.

Дом Зубарева по-прежнему в Набережных Челнах, впрочем, он говорит, что его место жительство сегодня - «достаточно условное понятие», так как он постоянно в дороге. Мы встречаемся рано утром в одном из казанских автосалонов «Транстехсервиса», построенном еще в 90-е гг., где у основателя компании есть маленький, почти без мебели кабинет. На верхней полке единственного шкафа - два волейбольных мяча. «Транстехсервис» - в числе спонсоров женского волейбольного клуба «Динамо-Казань» - трехкратного чемпиона России, объясняет хозяин кабинета.

- В портфеле «Транстехсервиса» больше двух десятков брендов. Как складывался портфель, как вам удается работать с таким количеством марок?

- Мы никогда не ставили себе цель получить такое количество брендов. Портфель складывался на протяжении 20 лет существования компании. До 1997 г. мы работали только с «АвтоВАЗом». Только после кризиса 1998 г. мы начали активно развивать партнерские отношения с другими автомобильными брендами.

В период активного развития рынка мы оценивали перспективы роста, сотрудничества с западными компаниями. До последнего кризиса [2008 г.] они все казались перспективными. В результате у нас сформировался такой большой портфель брендов. В этом есть свои плюсы и минусы.

- Какие?

- Минус - сложность в управлении. Нам приходится использовать значительный управленческий ресурс, чтобы решать текущие задачи. Если бы у нас был один бренд, было бы проще. Это очевидно. Управлять большим количеством брендов и автоцентров возможно только при системном подходе к управлению. Здесь ручное управление работает гораздо хуже.

Плюс - это диверсификация. Мы видим, что в какой-то момент одни марки очень успешны, спустя время они оказываются в худшем положении. Когда портфель брендов большой, то одно компенсирует другое. Повышается экономическая устойчивость.

- Ваша компания прошла через два больших кризиса - 1998 г. и 2008 г. Теперь мы снова входим в кризис. После такого опыта у компании есть антикризисная программа?

- Прошлые кризисы были разными по характеру, и состояние компании отличалось. Мы относительно благополучно пережили оба кризиса, потому что оперативно на них реагировали и выработали правильную программу антикризисных действий.

- В чем заключались программы?

- 1998 год уже в памяти далеко (улыбается). Я хорошо запомнил обвал курса [рубля]. Мы оперативно старались провести платежи и активнее продавать складские запасы, с тем чтобы выручить свободный кэш, зафиксировать задолженности и выкраивать время для решения других проблем. В 2008 г. наше преимущество было в том, что мы раньше других поняли - наступает кризис - и начали активно сокращать все затраты. Собственно, антикризисную программу мы ввели уже в сентябре 2008 г., когда у многих еще были шапкозакидательские настроения, дескать, этот кризис не про нас. Продумывать свои действия мы начинали еще раньше сентября, когда почувствовали, что в воздухе пахнет жареным.

- А сейчас пахнет?

- Сейчас уже жарится, а не просто пахнет (смеется). Кризис идет полным ходом. Хотя это не тот кризис, что был в 2009 г., когда все обвалилось очень быстро. Автомобильный рынок тогда просто кошмарно обваливался. Я думаю, в этот раз не увидим резкого падения, а все будет проседать медленно и долго. Например, в этом году мы видим, что автомобильный рынок ушел в минус 7%. Обвал? Нет.

Принципиальное отличие сегодняшнего дня от 2009 г. в том, что тогда надо было пережить кризис, а сейчас - научиться жить в нем. Поэтому ситуацию можно назвать не кризисом, а новым состоянием. Я говорю про автомобильный рынок, конечно же. Я недостаточно компетентен, чтобы говорить об экономике в целом.

Суровая школа «Камаза»

- До того как заняться бизнесом, вы работали на «Камазе» и ушли после пожара, который уничтожил завод двигателей, где вы трудились. Если бы не пожар, вы бы занялись самостоятельным бизнесом?

- На «Камазе» я длительное время работал на производстве. Поднимался по ступенькам вплоть до начальника производства - это несколько цехов и отделов, затем работал над созданием отдела маркетинга. Тогда уже у меня созрело решение уйти в бизнес. Пожар на заводе двигателей сначала был толчком отказаться от этого решения. Понимаете, мы так были воспитаны - не могли бросить завод в трудную минуту, был патриотизм. Но очень скоро выяснилось, что такого количества людей «Камазу» уже не требовалось. Надо было определяться: или работать помощником бригадира строителей - разбирать завалы после пожара, - или уходить. Так я перешел с одного места работы на другое, где тружусь по сей день.

- Сколько людей работало в «Транстехсервисе» в самом начале и сейчас?

- Первый штат был 10 человек, сегодня более 5000 сотрудников.

- Кто-нибудь из тех, кто начинал с вами, остался?

- Половина осталась и работает до сих пор. В том числе мой первый заместитель - исполнительный директор.

- Вы приехали в Набережные Челны строить «Камаз»?

- Нет. Я приехал в 1981 г. уже работать. Мне было 22 года, и это был порыв души. Я закончил Челябинский политех, получил предварительное распределение в родные края - домой: я родом из Златоуста. Но в последний момент приехал агитатор с «Камаза», ему нужны были кадры, а на 10 рабочих мест вызвался предварительно только один человек. Тогда он выступил перед нами и сагитировал: это самая лучшая стройка, это гордость Советского Союза, самый крупный завод в Европе... После этого девять человек, в том числе и я, поехали в Набережные Челны. Мои родные, конечно, ахнули, меня ждали домой, а тут я уехал непонятно куда. Но в итоге все оказалось оправданно. Я рад, что принял такое решение и приехал сюда.

- Что вам дала работа на «Камазе»?

- Там ведь очень много честолюбивых и патриотичных людей собралось, была прекрасная атмосфера. И в то же время очень жесткая конкуренция, потому что все были честолюбивы, хотели добиться успехов, вырасти. Пройти по всем ступеням производственной иерархии на заводе двигателей - это была хорошая школа, закалка, которые мне пригодились в дальнейшем. Хотя, надо сказать, что это очень суровая школа - очень жесткий режим работы, жесткая система отбора. Не выдержал - тебя быстро меняют другие бойцы...

Управленческий ресурс

- «Транстехсервис» работает только в Поволжье. У вас не было планов выйти за пределы региона?

- Мы рассматривали такую возможность. Но никогда не переходили к реализации таких планов. Для этого должны быть очень веские причины, и проблема - это управленческий ресурс. Построить автоцентр не самое сложное, сложно выстроить работу, заполнить его клиентами, качественно их обслужить.

- С кадрами есть проблемы?

- Мы находимся в сложной кадровой ситуации. По ряду специальностей - преимущественно низкооплачиваемых - есть кадровый дефицит. Главная проблема, которую я наблюдаю, - много молодых людей с непонятными целями в жизни, не готовых работать. Видимо, сформировалась у многих иллюзия, что труд можно заменить дерзостью, смелостью, решительностью и получить результат. Я не говорю, что это повсеместно, но меня это удивляет.

- По данным агентства «Автостат», Казань по итогам первого полугодия вышла на первое место в России по темпам продаж автомобилей. А по итогам девяти месяцев Татарстан прибавил 1%, в то время как другие регионы показали минус...

- Картина по России всегда была очень пестрая. Это зависит от многих факторов: какие предприятия преобладают на местах, что является основой экономики в регионе, какую политику проводит руководство. Сегодня Казань - один из немногих городов, в которых нет минуса, - хотя еще не вечер.

- Будет минус?

- На грани. Ну что такое плюс 1%? Два процента в сторону - уже минус. Возможно, мы откатимся назад и тоже уйдем в минус по сравнению с прошлым годом.

- А по остальным городам вашего присутствия?

- Нам повезло, в других городах нет такого большого падения, как в других регионах России. Башкирия - второй наш основной регион после Татарстана - относительно благополучна. В регионах Поволжья - Чувашии и Марий Эл - по итогам первых трех кварталов этого года падение ниже, чем в целом по стране. Где-то мы прошли без падения, где-то оно было минимальным. Что касается Татарстана - у него более сильное экономическое положение. В Казани ведь еще Универсиада дала толчок...

- Как сказалась Универсиада на продажах автомобилей?

- Мы все чувствовали в дни Универсиады настрой людей. От настроения людей очень сильно зависят покупки. Когда вокруг депрессия и все плохо, то и покупать ничего не хочется. Если у тебя уверенность в завтрашнем дне, то охотно идешь в магазин. Не зря же политики боятся лишнее сказать, потому что настроение людей влияет в том числе на экономику. Универсиада в этом отношении сыграла позитивную роль.

Рынок насыщен

- Автомобильный рынок насыщен?

- Автомобильный рынок насыщен не только в Татарстане, но по всей России - автоцентрами, мощностями. В этих условиях на рынке нужно будет выживать, работать над повышением эффективности.

- В прошлом году вы продали 50 000 автомобилей. В этом году сколько ожидаете?

- Если мы про новые автомобили говорим, то будет около 57 000.

- То есть вы превысите показатели прошлого года?

- Очевидно, что превысим. Вопрос - на сколько.

- А подержанных автомобилей?

- Мы планомерно наращиваем этот сегмент. В соотношении новых и подержанных - в этом месяце мы перешагнем 10%-ный барьер. Мы не собираемся останавливаться - есть еще резервы по этому сегменту.

- В середине нулевых доля рынка «Транстехсервиса» в Татарстане составляла 50%. Не изменилась?

- Думаю, не изменилась. В дорогих марках доля выше 50%, в дешевых - низкая, потому что мы перестали продавать «Жигули». У нас только один салон «АвтоВАЗа» в Челнах.

- Каковы продажи премиум-марок?

- Продажи премиум-марок растут везде в России. Эта тенденция отмечается по всему миру. BMW, Mercedes, Audi продают больше. Причины в том, что эти производители постоянно наращивают модельный ряд, делают все более дешевые автомобили, приближающиеся по цене к массовому сегменту. И перетягивают клиентов из этого сегмента к себе. Когда, например, появился BMW X1, который можно купить меньше чем за 1 млн руб., клиентская база увеличилась.

- Кстати, «Транстехсервис» пытался получить статус дилера Mercedes-Benz?

- Попытка - понятие очень условное. Это наша работа - постоянно изучать ситуацию, входить в контакт с производителем, вести предварительные беседы...

- Я объясню, почему задаю этот вопрос. Официальным дилером Mercedes-Benz в Казани стала очень молодая компания «МБ-Ирбис», созданная в этом году. Глава «Мерседес Бенц рус» Ян Мадея говорил мне, что «МБ-Ирбис» прошла очень серьезный отбор. У вас не сложились отношения с Mercedes?

- Ну раз мы не работаем с ними, значит, не сложились отношения. Но объять необъятное невозможно. В свое время мы сделали ставку на BMW и Audi - это наши ключевые партнеры в премиум-сегменте. Естественно, приоритет останется за ними.

Простых переговоров не бывает

- Как проходит процесс получения статуса дилера? Как долго ведутся переговоры, налаживается контакт?

- Всегда по-разному. Все зависит от состояния и настроя производителя и в конечном итоге от стратегии развития. Kia, например, очень быстро выстраивала дилерскую сеть, буквально в течение одного года. Кто-то годами подходит к этому. В Татарстан много приезжает делегаций, проводят переговоры, не факт, что они чем-то заканчиваются.

Обычно производитель объявляет тендер по городу на открытие дилерского центра. Выставляются условия, собираются заявки. Если у компании уже есть репутация, то проще. Не надо объяснять, кто ты и откуда.

- С кем у вас были самые сложные переговоры?

- Каждые переговоры по-своему сложные - простых не бывает. Даже если они кажутся простыми, это в первую очередь свидетельство хорошей предварительной работы. Если вы имеете в виду степень напряжения и волнения, то первые контакты и переговоры были самые тяжелые. Конечно, сейчас, с появлением опыта, эти волнения вызывают снисходительную улыбку.

Самая сложная процедура, которую мы прошли, с промежуточными этапами и фиксацией предварительных договоренностей, - это была Toyota. Там все было очень основательно, длительно и даже дотошно.

- В прошлом году вы открыли большой автосалон Lexus и Toyota с инвестициями 1,2 млрд руб. Сколько стоит открыть один автосалон?

- Автосалон, построенный в соответствии с дилерскими требованиями, стоит не меньше 100-150 млн руб., средний автосалон стоит 250-270 млн руб.

Стоимость салонов может отличаться в 10 раз. Это зависит от формата бизнеса, от бизнес-плана, от возможностей рынка. Салон Lexus и Toyota построен с некоторым запасом. Салон BMW, где мы [с вами] сидим, уже не отвечает потребностям рынка, и поэтому мы сейчас строим новый. Он откроется в следующем году [в Казани].

- В следующем году сколько автосалонов откроете?

- До конца этого года и в следующем году откроем в пределах 10 салонов. В прошлые годы открывали и 15, и 18 автосалонов. Мы сворачиваем сейчас строительство и достраиваем объекты, которые начали. В Казани будет BMW и Porsche.

Всегда в дороге

- Ваша компания уже несколько лет попадает в список крупнейших частных компаний Forbes...

- Это все из-за объема выручки. Авторитейл - это же объемные продажи. Мы не склонны здесь переоценивать себя. Хотя по своему виду бизнеса мы не просто крупная компания из Татарстана, мы компания номер один в России. Я имею в виду региональную Россию: [по рейтингу «Автобизнесревю»] «Транстехсервис» входит в четверку авторитейлеров страны, в которой три московские компании и мы.

- Вы до сих пор живете в Набережных Челнах?

- Да. Но мое место жительство сегодня достаточно условное понятие. Я всегда в дороге нахожусь: то в Челнах, то в Казани, то в Уфе, то в Москве. Сегодня живу в Казани - утро началось здесь (смеется).

- Ваши дети работают у вас?

- Двое детей работают в компании. Трое еще не работают: одна учится в школе, двое еще в детсадовском возрасте.

Казань