Критик слона пропил


Российская гильдия киноведов и кинокритиков вручила премии «Белый слон». «Слона» за лучший фильм получил «Географ глобус пропил» Александра Велединского. «Да здравствует арт-мейнстрим!» - сказал со сцены Дома кино режиссер. Ну вот уж нет.

То есть пусть он здравствует, но на других, более пышных церемониях, в любой из двух местных киноакадемий, да хоть бы и сразу в обеих (одна из них уже поощрила Велединского за режиссуру, другая наверняка тоже за что-нибудь поощрит). Но премия критиков придумана совсем не для этого. Она, по идее, про арт без всякого мейнстрима. И выбор коллег мне совершенно не близок. Дело не в том, насколько хорош или плох «Географ», но если в шорт-листе рядом с ним стоит «Вечное возвращение» Киры Муратовой, о каком «Географе» вообще может идти речь. «Другие режиссеры снимают как могут, а Муратова - как хочет», - сказала критик Зара Абдуллаева, выйдя вручать приз за режиссуру, который все-таки поедет к Кире Георгиевне в Одессу. Иначе было бы совсем уж стыдно.

Хотя вовсе без конфузов «Белый слон» не обошелся. Премия критиков, конечно, бедная и скромная, но это не оправдание для убогого конферанса: ведущий церемонии Давид Шнейдеров плоско шутил, а актриса-соведущая едва ли не через раз путала имена выходивших на сцену. Это тем более досадно, что «Белый слон», возможно, самая важная из российских кинопремий. Она обращает внимание на тех, кому без критической поддержки иногда невозможно добраться до проката: об этом говорил Сергей Тарамаев, чей фильм «Зимний путь» (снятый совместно с Любовью Львовой) получил приз за лучший дебют.

Остальные «слоны» разбрелись так. Актерские достались Константину Хабенскому и Елене Лядовой («Географ глобус пропил»), Юлии Ауг («Интимные места») и Евгению Ткачуку («Зимний путь»). У фильма «Небесные жены луговых мари» три приза (сценаристу Денису Осокину, оператору Шандору Беркеши и художникам Зорикто Доржиеву и Артему Хабибулину). Лучшим композитором признан Эдуард Артемьев («Легенда № 17»), анимационным фильмом - «Бессмертный» Михаила Алдашина, документальным - «Кровь» Алены Рудницкой. Событием года (вне номинаций) - «Трудно быть богом» Алексея Германа.