Дороги Москвы поумнеют

Москва обещает внедрить интеллектуальную транспортную систему до конца 2014 г. На нее уже потрачено порядка 16 млрд руб.
А.Астахова/ Ведомости

Интеллектуальная транспортная система (ИТС) в Москве заработает в 2014 г., сообщил «Ведомостям» представитель департамента транспорта. Первый конкурс на внедрение ИТС Москва провела в 2011 г., его выиграл «Ситроникс».

Компания должна была модернизировать систему управления светофорами «Старт» (купить новые светофоры, детекторы, системы видеофиксации) и управления подвижным составом «Мосгортранса» (оснастить его навигаторами). Финансирование в 2011 г. - 6,257 млрд руб. Предполагалось также создать для «Мосгортранса» системы видеонаблюдения, планирования и оптимизации маршрутов, информирования пассажиров (сайт, мобильные приложения, табло на остановках), УКВ-радиосвязи.

В конце 2013 г. контракт с «Ситрониксом» завершился. «Ситроникс» отвечал за первые два этапа работ по внедрению ИТС, говорит близкий к компании человек. Представитель компании заявил, что она выполнила все работы по контракту и сейчас сдает их правительству Москвы. Сколько потрачено денег и какие работы выполнены, представитель «Ситроникса» не сказал.

Партнеры московских властей утверждают, что сделано не все. Единый городской диспетчерский центр не вступил в строй в 2012 г., работы завершаются сейчас, в 2014 г., рассказывает Платон Миронов, главный инженер проекта «ИТС-Москва» в «НИС Глонасс» - подрядчике «Ситроникса» при создании системы управления наземным пассажирским транспортом. «Например, УКВ-связь не сдана - заказчик не обеспечил радиочастоты и помещения под один из радиоцентров; в 2012 г. заказчик не выделил помещения под диспетчерский центр, не решены и другие технические и организационные проблемы», - перечисляет Миронов.

В 2014 г. все элементы должны быть соединены в верхний уровень и заработать из единого центра, возражает сотрудник правительства Москвы: диспетчерский центр пока работает в тестовом режиме. В городе установлены табло информации, детекторы транспорта, светофоры подключаются к адаптивному контролю, построен диспетчерский центр, сообщила пресс-служба департамента транспорта. Элементы ИТС уже действуют: 310 мобильных комплексов фотовидеофиксации; 800 камер, фиксирующих нарушения ПДД; детекторы для анализа дорожно-транспортной ситуации; камеры телеобзора.

С 2011 г. город инвестировал в ИТС около 16 млрд руб., говорит чиновник мэрии. Всего в госпрограмме «Развитие транспортной системы Москвы на 2012-2016 гг.» на ИТС выделено 17,44 млрд руб.

«Нет главного - адаптивной системы сбора данных и реагирования на дорожную обстановку. Все разрозненно пока работает», - говорит эксперт, работающий с департаментом транспорта. Гендиректор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что развитие ИТС в Москве усложнено из-за ее особенностей: плохой транспортной связи между районами, хаотичного расположения светофоров и проч. Но некоторые успехи есть, считает Блинкин: например, на остановках появились информационные табло.