Без тени Дункан

Театр «Новый балет» обнулил свою историю и начал одноактными постановками молодых - Ларисы Александровой и Александра Могилева

В преддверии своего двадцатипятилетия «Новый балет» оказался среди театров, которым московский департамент культуры пытается дать второе дыхание. Дебют новому коллективу, директором которого стал Павел Нестратов, устроили летом на Лазурном берегу. Но Москве продемонстрированный в Каннах полнометражный спектакль Алексея Ищука «Ускользающая красота» показывать не стали, заказав для презентации обновленного «Нового балета» на Малой сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко одноактовки Ларисе Александровой и Александру Могилеву.

У этих молодых, но уже достаточно известных хореографов разный подход к танцу, и все же совершенно очевидно, что обоих интересуют те выразительные возможности, что раскинулись за границами классического балета. И в александровском «Рахманинов. Прелюдии», и в «Отражениях» Могилева полевые работы ведутся на территории театральности и современного танца. Однако руководители вновь образованной труппы, кажется, собирали ее без внятного представления о том, какой репертуар предстоит исполнять танцовщикам: на сцене смешались, судя по всему, и «классики», и бывшие спортсмены, и выписанная на премьеру звезда пермского Балета Евгения Панфилова Мария Тихонова. Поэтому сложно представить, что молодая компания сможет завлечь на создание нового репертуара именитых постановщиков.

Симптоматично, что «Новый балет» не отказался и от старого названия, хотя оно дезориентирует его потенциальных зрителей. Неудивительно, что премьера прошла не замеченной для многих из тех, кто следит за судьбой российского современного танца. Так что театр может повторить опыт предшественников: в советские годы его создательница Аида Чернова одной из первых в России заинтересовалась новым жанром и предприняла попытку привить его у нас. Ее интересовали наследие Айседоры Дункан и танцевальная философия «босоножки». Но Чернову поддерживали не знания (свободная пластика и дунканизм как ее часть довольно детально изучены на Западе), а чистый энтузиазм. Миссионерская энергия без профессионализма оборачивалась продвижением некой смеси спортивного танца, популярного в дни молодости Черновой, и пластической эротики. «Новый балет» скромно демонстрировал эти постановки вдали от заметных сцен, и в Москве мало кто даже подозревал о существовании коллектива. Очевидно, что обновленный «Новый балет» не намерен запираться в своей резиденции на Новой Басманной, которая к тому же встала на ремонт. Но чтобы привлечь публику, придется выяснить: воскресили - ради чего?