Связались со «Связным»

Виртуальный оператор «Связной мобайл», работающий на сети МТС, за три с небольшим месяца подключил 250 000 абонентов. Остальные виртуальные проекты в России, как правило, были менее успешными
Совместный проект «Связного» и МТС оказался удачным/ А. Аникина

Правда, раньше в России существовали MVNO-проекты с большим количеством подписчиков. «Просто для общения», который в 2009-2011 гг. активно развивал «Мегафон», набрал около 500 000 абонентов, вспоминает Савватин. «Просто для общения» - не MVNO, поэтому упоминать его в контексте проекта «Связного» и МТС некорректно, возражает представитель «Мегафона».

В плюсе. 10

млн sim-карт продал «Связной» в 2013 г. (данные компании). В 2012 г. показатель был чуть ниже - 9,7 млн. Рост наблюдается на фоне общего падения рынка и с учетом того, что с середины июля по 1 декабря 2013 г. «Связной» не продавал sim-карты «Вымпелкома» (тот временно разрывал контракт с ритейлером), обращает внимание Заикина.

Розничная сеть «Связной» создала проект виртуального оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) на сети МТС в начале ноября 2013 г. и с тех пор к нему подключились около 250 000 абонентов, рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. Представитель «Связного» Мария Заикина цифру подтвердила. На продажи sim-карт МТС в салонах «Связного» проект не повлиял - их уровень остался на том же уровне, что и до запуска MVNO, говорит Солодовников. Средний месячный счет (ARPU) абонента «Связной мобайл» сопоставим с ARPU абонентов МТС, подключенных в салонах «Связного», и выше среднего по России, добавляет он. В III квартале 2013 г. средний российский абонент приносил МТС 319 руб. в месяц.

«Связной мобайл» - это дополнительный объем качественных подключений, благодаря ему оператор и розничная сеть увеличивают суммарную выручку, говорит Заикина. МТС нашла успешный способ привлечения новых абонентов, соглашается Солодовников.

Сейчас подписчик «Связной мобайл» может выбрать один из двух тарифов (хотя гендиректор «Связного» Майкл Тач недавно предположил, что тарифов может стать больше). Основное отличие этих тарифов, помимо выгодных цен на связь, - различные бонусы и скидки для клиентов «Связного», говорят Солодовников и Заикина. В частности, это привязка к программе лояльности «Связной-клуб», уточняет Заикина. Затраты на рекламу и обслуживание абонентов несет «Связной», а доходы от обслуживания подписчиков «Связной мобайл» партнеры делят, в какой пропорции - Заикина и Солодовников не говорят. Виртуальный оператор может получать 30-60% от платежей абонентов, говорил ранее «Ведомостям» Михаил Сусов, экс-директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group (до 2011 г. продавала в магазинах «Перекресток» sim-карты MVNO-проекта «Аллё», также работавшего на сети МТС). В случае со «Связным» виртуальный оператор может получать до 50% доходов, предполагает он.

«Связной мобайл» и «Аллё» - не единственные попытки российских розничных сетей создать MVNO. Еще в 2008 г. «Ашан» и МТС создали виртуального оператора «А-мобайл». По данным J'son & Partners, в мае 2009 г., менее чем через год после запуска, его подписчиками стали около 70 000 абонентов. А еще в 2007 г. аналогичную услугу предложила «Евросеть» в Поволжье - на базе местного оператора СМАРТС. К ней подключились около 10 000 абонентов, но позже проект был свернут.

Среди MVNO, работающих в России сейчас и оказывающих услугу голосовой связи, «Связной мобайл» - безусловный рекордсмен по количеству подписчиков, уверен аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Другие крупные российские виртуальные операторы - ориентированный на корпоративных клиентов «Алло инкогнито» (120 000-130 000 абонентов) и работающий с трудовыми мигрантами 7К (примерно 100 000), говорит он. Всего, по данным iKS-Consulting, в России сейчас работает с десяток MVNO, которые обслуживают примерно 500 000 подписчиков.

А с апреля 2012 г. «Мегафон» сам работает в качестве MVNO на LTE-сети «Скартела» (куплен «Мегафоном» в 2013 г.). К моменту слияния компаний услугами «Мегафона» как виртуального оператора передачи данных пользовались около 700 000 абонентов, считает Савватин, оговариваясь: в данном случае речь идет о мобильной передаче данных, а не о голосовой связи.

У «Мегафона» нет проектов MVNO в области голосовой связи, но они могут появиться в будущем, допускает его представитель. Оператор анализирует работу других виртуальных проектов и использует такие их преимущества, как скидки для клиентов, в собственных продуктах, отмечает он. «Вымпелкому» периодически поступают предложения об организации MVNO, но проекты должны отвечать интересам обеих сторон и не ухудшать качество услуг, которые предоставляет базовый оператор, говорит представитель компании Анна Айбашева. Все попытки создать MVNO в России не были по-настоящему успешными, поскольку их операторы не смогли предложить ничего нового и уникального клиентам, считает Айбашева.