Брайан Робертс: «Я мог бы и по сей день торговать ремнями», - Брайан Робертс, генеральный директор Comcast Сorporation

«Нет боли - нет победы». Это главный девиз Брайана Робертса, который благодаря прозорливости, жесткости и умению держать удар превратил созданную его отцом Comcast в гиганта американского кабельного телевидения
Andrew Harrer/ Bloomberg

Во время Олимпиады в Сочи был поставлен еще один рекорд - создан гигант на рынке кабельного телевидения США: гендиректор Comcast договорился о покупке другой кабельной компании - Time Warner Cable (TWC) за $45 млрд. Покупка будет происходить путем обмена акциями компаний. У Comcast около 22 млн абонентов, у TWC - 11 млн. Для завершения сделки надо получить одобрение регулятора. Ради этого, по данным The Wall Street Journal, Comcast готова избавиться от ряда активов, чтобы доля новой компании на рынке платного ТВ не превышала 30%. Регуляторы с подозрением относятся к столь крупным сделкам, но в этот раз могут разрешить ее: ведь кабельные сети конкурируют со спутниковыми и сотовыми операторами.

Comcast Corporation

Коммуникационная компания. Акционеры: почти 100% акций в свободном обращении, крупнейшие инвесторы - Capital Group Companies (6,87%), Blackrock (6,78%), Vanguard Group (5,41%). Капитализация - $134,4 млрд. Финансовые показатели (2013 г.): выручка - $64,7 млрд, чистая прибыль - $6,8 млрд.

«Сынок босса»

Брайан Робертс родился 28 июня 1959 г. в Филадельфии. Там же он и продолжает до сих пор жить с женой и тремя детьми. Там же расположена штаб-квартира компании Comcast. Бывший мэр города Эд Ренделл как-то заметил, что Comcast так же важна Филадельфии, как Coca-Cola - Атланте.

«Я никогда не хотел стать телезвездой или кем-то еще. Помню, как лет в 10-12 мечтал работать с отцом и постоянно вился вокруг него», - признается Робертс. Он обожествляет отца, который самостоятельно выбился в люди, пишет Business Week. Робертс-старший создал бизнес по пошиву мужских ремней, а потом резко сменил сферу деятельности. В 1961 г. продал пошивочный бизнес и занялся кабельным телевидением. Он купил Mississippi cable television system с 1200 подписчиками, а в 1963 г. основал компанию Comcast. Для Робертса это стало судьбоносным решением, он называет его «своей самой большой удачей». «Иначе я мог бы и по сей день торговать ремнями», - говорит он.

Первым заданием Брайана было проверять в супермаркетах выкладку приставок Comcast на полках. Когда он в первый день заполнял бумаги, временная начальница обращалась с ним сурово, а в заключение, строго взглянув, отрезала: «Мне все равно, чей ты там сынуля. Теперь будешь приходить и работать на меня». Робертс вспоминает, что расплакался, но получил важнейший урок: «Я могу работать усердно, делать сам себя, но все равно останусь сынком босса. Но это нормально». «Сынок босса» не чурался никакой работы: «В последние летние каникулы перед выпуском я вечером работал коммивояжером, продавая подписку, а днем - установщиком оборудования. Я был высокий и худой - эдакая жердина, а лестница весила немало. Так что черной работы было много».

Comcast была основана 50 лет назад, но серьезным игроком на рынке стала в 1990-х гг., когда компанию возглавил Брайан. В 1998 г. он организовал сделку по покупке Jones Intercable и Prime Communications. Выложив за них $4,5 млрд, Comcast увеличила зрительскую аудиторию до 6 млн человек. Год спустя после слияния Comcast и MediaOne Group эта цифра достигла 11 млн. Прошло еще два года, и Робертс потратил $72 млрд на AT&T Broadband (большую часть - акциями). Число подписчиков выросло до 21 млн, а Comcast стала крупнейшей кабельной компанией США. Не забывал Робертс и о контенте, скупая отдельных его производителей - телемагазин QVC, The Golf Channel, The Outdoor Channel (канал «Активный досуг») и др.

Шутка ценой в $1 млрд

В 1990 г., когда Робертс возглавил Comcast, компания зарабатывала $657 млн в год. Теперь ее выручка превышает $64 млрд. Но не все шло гладко. В 2004 г. Робертс замыслил $54-миллиардную сделку с Walt Disney, которая дала бы ему право распространять контент знаменитой студии. Но руководство Walt Disney решило увеличить стоимость сделки. «Мы были настолько спокойными за компанию и за ее перспективы, что не захотели платить больше. Сама идея была неплоха, но они хотели уж очень большую премию», - вспоминает Робертс. А через месяц деньги сами пришли в Comcast.

Робертс и руководители нескольких других кабельных компаний поехали в Microsoft посмотреть технические новинки, которые Билл Гейтс пытался им продать. Кабельные сети переживали не лучшие времена, спрос был небольшой. На ужине Гейтс, послушав разговоры гостей, воскликнул: «Ребята, я вам могу помочь?» Робертс отшутился: «Ну почему бы тебе не прикупить по 10% каждой компании из представленных здесь?» 30 дней спустя Microsoft вложил $1 млрд в одну-единственную Comcast - на внедрение технических инноваций.

Для Робертса Билл Гейтс - один из образцов для подражания в бизнесе. Другой - Стив Джобс, признавался он CNN: «Когда я впервые попал в Apple, я был поражен, насколько он сумел подчеркнуть невероятную технологичность и удовольствие от владения его изделиями». А вот Гейтс нравится Робертсу стабильностью: «непросто оставаться в лидерах так долго». А еще потому, что они с женой Мелиндой пытаются изменить мир с помощью благотворительных проектов.

Есть у Робертса и еще один учитель - американский медиамагнат Джон Мэлоун. Дружба началась еще в те времена, когда Мэлоун был признанным лидером индустрии, а основанная им TCI была куда больше Comcast. Мэлоун помог Робертсу войти в совет директоров Bank of New York Mellon, пишет WSJ, и Turner Broadcasting System, а еще сделал вице-президентом исследовательской группы CableLabs, которой управляет консорциум кабельных компаний. Но в конце 1990-х отношения дали трещину: Comcast втихаря попыталась скупить у акционеров TCI контроль над компанией. Мэлоун назвал это «враждебным актом», говорит источник газеты, и не дал сделке свершиться, самостоятельно скупив бумаги. Тем не менее его компании по-прежнему сотрудничали с Comcast. Но тот случай не прошел бесследно: Мэлоун не упускал случая поддеть Робертса, особенно на встречах инвесторов. Например, сравнивал финансовую стратегию своей Liberty Global, которая занижала налогообложение с помощью различных инструментов, внимательно следя за новинками рынка в этой сфере, с более консервативной стратегией Comcast. А раз последняя отдает в казну больше прибыли, так и оценка ее акций должна быть пониже, скорбно сообщил Мэлоун инвесторам.

«Джон в большей степени предприниматель, - говорит Норвал Рис, близко знакомый с обоими бизнесменами. - Такие люди охотнее идут на риск, нежели [люди вроде] Брайана Робертса, который больше корпоративный менеджер, что не так уж нетипично для второго поколения собственников».

Get Lucky!

Разногласия возникли у Мэлоуна и Робертса и по поводу будущего отрасли. Мэлоун утверждал, что кабельным компаниям стоит больше сотрудничать: «Было бы неплохо, чтобы индустрия вернулась к [прошлой] модели повышения капитализации вместо того, что мы имеем сейчас <...> ситуации, которая, честно говоря, напоминает Белоснежку и семь гномов».

Два оператора, Liberty и Charter, начали борьбу за консолидацию с TWC и поняли, что для успеха сделки нужно обеспечить поддержку со стороны Comcast, рассказывает WSJ. Например, Comcast и Charter обсуждали сделку, при которой первая поддержит заявку последней на TWC в обмен на договоренность о приобретении части систем TWC на Восточном побережье, утверждает Dow Jones Newswires. Ради обсуждения проекта прошлой осенью Мэлоун лично приехал в штаб-квартиру Comcast в Филадельфии, пишет WSJ: это нехарактерно для бизнесмена, который за всю жизнь столько путешествовал по делам бизнеса, что сейчас предпочитает не выезжать далеко от дома. Сама TWC тоже не раз начинала разговор о сделке. Но Робертс упорно продолжал разрабатывать планы не по укрупнению компании за счет конкурентов, а по приобретению новых поставщиков контента. Но в начале этого года, по сведениям WSJ, Робертс посоветовался со своими топ-менеджерами и решил, что сделка с TWC - неплохая идея, но делать ее нужно без партнеров. Газета утверждает, что после этого Comcast перестала общаться с Charter: не отвечала на электронные письма и даже игнорировала телефонные звонки. Тем не менее Мэлоун и его менеджеры даже представить не могли, что Comcast и TWC начали переговоры. Их финальная стадия, в основном по телефону, прошла во время Олимпиады в Сочи, которую транслировала в США NBCUniversal. «Восемь дней [Робертс] почти не спал», - утверждают близкие к переговорам источники. Пока хор МВД на открытии Игр исполнял хит группы Daft Punk под названием Get Lucky, Робертс нервно давал указания команде по подготовке сделки, оставшейся в Нью-Йорке. Он успел-таки позвонить Мэлоуну и рассказать о сделке до того, как о ней растрезвонили СМИ. О Мэлоуне Робертс отзывается исключительно уважительно: «Мы вместе путешествовали по миру, были партнерами, соперниками и всем, что лежит между этими понятиями. Джон - невероятно умный человек, никогда мне не приходилось работать с кем-либо более ярким, чем он».

Похоже, в этом проявилось влияние отца. По словам Робертса, главные советы отца были таковы: прислушиваться к мнению других, но в конце концов делать то, что сам считаешь правильным в долгосрочной перспективе, и всегда обходиться с людьми уважительно. Сам отец одинаково общается как с президентом компании, так и с рядовым работником из обслуживающего персонала. Вместе с тем 54-летний Брайан Робертс крайне амбициозен. Он всегда мечтал стать в глазах общества главным медиамагнатом, сродни 72-летнему Джону Мэлоуну или председателю Viacom 90-летнему Саммеру Редстоуну, рассказывал один из его знакомых на страницах Business Week. Возможно, целеустремленности его научил спорт.

Без оглядки назад

В Университете Пенсильвании Робертс увлекся сквошем. Подошел к делу основательно: нанял профессионального тренера и терпел все его издевательства. «Если не считать отца, никто не оказал на меня такого влияния, как [мой тренер] Аль Моллой, - как-то заметил Робертс. - Если хочешь чего-нибудь добиться в бизнесе, придется стать жестким и физически, и психологически. Аль научил меня этому». Если верить Sports Illustrated от 2000 г., у Робертса, по мнению Моллоя, был неплохой удар, но соперник мог своей настойчивостью и жесткостью поставить Робертса на грань нервного срыва.

«Нет боли - нет победы», - написал Моллой на доске в раздевалке. Эта мантра стала главной в жизни Робертса. Чтобы сделать игру пожестче, Аль Моллой заставлял его играть с другим любителем сквоша, знаменитым бейсболистом Philadelphia Phillies Ричи Эшборном. При росте в 6,2 фута (без малого 190 см) Робертс весил 125 фунтов (57 кг). Так что Аль Моллой посадил его на режим для набора веса. В итоге уже во втором сезоне Робертс стал ключевым игроком команды университета Quakers. В борьбе с командой Гарварда матч Робертса стал решающим. Аль Моллой напутствовал его тогда просто: «Это соревнование Гарварда. Ты будешь помнить его до конца жизни. Так сделай все, чтобы победить!» И Робертс говорит, что та победа - лучшее воспоминание в его жизни, хотя он выигрывал еще не раз, в 2005 г. даже получил золотую медаль, играя за сборную США на Maccabiah Games в Израиле, и четыре раза становился там же серебряным призером. «Робертс не очень впечатляет физически, но если встанете на пути [его бизнес-целей] - он вас сокрушит», - говорит бизнес-обозреватель портала Buzzfeed Питер Лориа.

Сквош научил Робертса, по его собственному признанию, тому, что «краткосрочные и долгосрочные достижения - не одно и то же»: «И ты не можешь выиграть в одиночку. В бизнесе стараешься создать единство, как в спортивной команде, с целями куда более амбициозными, чем у одной личности, слаженной и проникнутой духом конкуренции».

Comcast в 1960-х гг. начиналась как провайдер, транслирующий телесигнал по проводам в частные дома. Сейчас это сервис, который позволяет смотреть в том числе собственный контент не только по телевизору, но и по мобильным телефонам и планшетам. В 2013 г. число интернет-подписчиков Comcast увеличилось до 20,3 млн с 12,4 млн в начале 2007 г., а вот клиентов кабельного телевидения компании - упало на 16% до 21,6 млн с 25 млн, сообщал The Inquirer.

«Посмотрите, что творится с миром и конкуренцией <...> Есть все возможности изобрести новые продукты или сервисы», - убежден Робертс. Например, интерфейс приставки Х1 Comcast попыталась сделать максимально интерактивным. Она управляется голосом, советует, какие программы и фильмы могут вам понравиться, исходя из списка уже отсмотренных, имеет доступ к облаку, аналитики любят сравнивать ее с Apple TV и находят преимущества перед «яблочным» гаджетом. Но Робертсу рано почивать на лаврах. TWC, о покупке которой он договорился, отнюдь не подарок. В прошлом году она потеряла около 825 000 подписчиков, или 6,8% клиентов, - больше, чем любой ее американский конкурент. Отчасти в этом виноват спор о вознаграждении с CBS Corp, в итоге компания на месяц лишилась ее контента и в III квартале потеряла 306 000 подписчиков. TWC стоит на последнем месте в рейтинге удовлетворенности американских потребителей. Comcast там вторая с конца, язвит Business Week.

Но Брайан верит в успешное будущее своей компании: «Мы не оглядываемся назад. Каждую минуту, что мы празднуем прошлые успехи, всевозможные Google мира двигаются вперед. Вот и мы думаем, что же в будущем произойдет с работниками, потребителями <...> Что в Comcast удивительно, так это наша способность переделывать самих себя».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Кабельное телевидение: цифры и факты

В США 1100 операторов кабельного ТВ Первые кабельные системы были запущены в конце 40-х гг. XX в., а уже через пять лет кабельное телевидение приобрело массовый характер. К концу 1960-х гг. в США уже была сформировавшаяся система кабельного телевидения, не имеющая аналогов в мире. Появилась возможность передавать сигнал через спутник В конце 1960-х гг. телевизионный кабель был проложен в Бельгии, Ирландии, Голландии и Швейцарии, через 10 лет кабельные сети охватили Австрию и Скандинавские страны, в 1980-х гг. - Германию, Англию и Францию, и лишь в 1990-х гг. появились в Португалии, Испании, Центральной и Восточной Европе В 2013 г. количество абонентов платного телевидения достигло 903,3 млн, прибыль - 249,8 $ млрд Кабельное телевидение в Китае появилось сравнительно поздно, но быстро развивалось, и сегодня по числу телевизионных приемников, количеству зрителей и объему вещания страна занимает первое место в мире.