Суда приносят убытки

Российские судоходные компании терпят убытки из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке морских перевозок. Ставки фрахта на некоторые виды судов опускались в прошлом году ниже себестоимости
Е. Кузьмина/ Ведомости

Выручка по МСФО крупнейшего в мире оператора танкерного флота - «Совкомфлота» в 2013 г. снизилась на 6,7% до $1,263 млрд, чистый убыток составил $39,2 млн по сравнению с прибылью в $33 млн годом ранее, говорится в отчетности компании. Пароходство впервые получило убыток с 2006 г. (более ранних данных на сайте компании нет).

Первые три квартала 2013 г. были наихудшими для танкерного рынка за последние 20 лет. Ставки оказались ниже операционных затрат на перевозку, говорится в отчете консалтинговой компании Platou по итогам 2013 г. С этим согласен и представитель «Совкомфлота». Ситуация стала выправляться лишь в IV квартале. На танкеры типа VLCC, Suezmax и Aframax (основа флота пароходства) ставки к концу года поднимались до $60 000-90 000 в день, а на некоторых направлениях они достигали $100 000 в день, отмечает представитель «Совкомфлота». При том что в среднем по году они были на уровне $45 000-50 000 (см. таблицу).

Из-за плохой конъюнктуры на танкерном рынке постоянно откладывается приватизация «Совкомфлота». Государство планировало разместить 25% пароходства на NYSE сначала в прошлом, потом в этом году. Сохранило ли Росимущество планы по продаже актива, представитель ведомства не сказал.

Танкерный рынок в депрессии с 2009 г. из-за переизбытка мощностей. Но в ближайшие несколько лет может начаться его восстановление - много судов было списано, а новых заказывается мало, полагает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Преимущество «Совкомфлота» в том, что он заказывает суда под конкретные добычные проекты российских нефтегазовых компаний, отмечает он. Рынок морских перевозок грузов на пути к восстановлению, уверены аналитики агентства Platou.

Терпит убытки от низких ставок фрахта и другое российское пароходство. Выручка судоходного дивизиона Fesco (крупнейший оператор контейнеровозов в России) за девять месяцев 2013 г. снизилась на 64% до $43 млн, чистый убыток составил $2 млн против прибыли $5 млн годом ранее. Ставки фрахта на контейнеровозы в 2013 г. остались на уровне 2012 г. ($6000-9000 в сутки), пишет Platou. В 2014 г. агентство не прогнозирует быстрое восстановление ставок в этом сегменте. С этим согласен и президент Fesco Руслан Алиханов. Но Fesco такая ситуация на рынке на руку, отмечает президент компании: компания может покупать суда с огромным дисконтом - 50-75%, отмечает он. В прошлом году, продолжает Алиханов, Fesco приобрела четыре судна.

В прошлом году росли лишь ставки на фрахт сухогрузов. На суда типа Capesize они подскочили на 70% до $16 000 в сутки. Основные факторы - рост импорта в Китай и экспорт зерна из портов Черного моря и США, отмечают аналитики Platou. Объем импорта Китая в 2013 г. составил $1,9 трлн. Экспорт зерна через черноморские порты в 2013 г. - 47,5 млн т, из США - 80,3 млн т. У «Совкомфлота» три сухогруза типа Panamax, еще около 10 сухогрузов принадлежит прежнему владельцу Fesco - «Промышленным инвесторам» Сергея Генералова.