Цитата недели

«Санкции могут сыграть в плюс, у нас всегда, когда жареный петух начинает если не клевать, то щебетать, эта расхлябанность пропадает». Андрей Белоусов, помощник президента

Нет худа без добра, считает помощник президента: санкции Евросоюза и США повысят дисциплинированность российских предпринимателей и тем самым могут помочь экономике. Осталось непонятным, каких именно предпринимателей он имеет в виду. Например, тех предпринимателей, которые внесены в черный список США, в недисциплинированности заподозрить, наверное, сложно. Но, должно быть, все они крайне предприимчивы, раз два десятка их способны разом поднять вверх всю экономику, стоит лишь жареному петуху защебетать. Правда, не они государству, а оно им будет помогать, пообещал пресс-секретарь президента, добавив, что государство будет стоять за их спиной. Если вспомнить похожее высказывание президента про «мы будем стоять сзади», за подпавших под санкции становится даже как-то боязно.

Но, наверное, Белоусов на съезде РСПП говорил все-таки о предпринимателях вообще. Например, можно предположить, что теперь, когда девальвация, падение капитализации и ухудшение прогноза по рейтингу России несколько подпортили доступ к внешнему финансированию, а взлет ставки ЦБ - к внутреннему, бизнес возьмется наконец-то за снижение издержек, повышение производительности, оздоровление своих финансов и т. д.

Последний раз жареный петух клевал в 2008-2009 гг. Производительность труда в три посткризисных года росла ровно вдвое медленнее, чем в три докризисных; индекс цен производителей уже в первый год вдвое перекрыл масштаб кризисной дефляции; инвестициям на преодоление кризиса понадобилось два года, но в прошлом году они снова упали; внешний долг вырос пуще прежнего; рынок труда уходит в тень, при этом доля зарплаты в ВВП растет, а доля прибыли - снижается. Вклад обрабатывающих производств в экономику сокращается, сырьевых - растет: экономика после кризиса стала еще больше нефтезависимой. Про расхлябанность государства Белоусов ничего не сказал, но зависимость бюджета от нефти, если ее измерять ценой барреля нефти, необходимой для баланса бюджета, выросла в 2,5 раза. Если что и пропало, так это программа приватизации.

Государство, похоже, решило поднять экономику на штыки - во всех смыслах. Один советник президента уже пригрозил отменой доллара (а значит, появлением теневого валютного рынка). Минпромторг - списком медицинских изделий, закупать которые запрещено, если они произведены не на территории Таможенного союза (а значит, появлением теневого рынка медицинских товаров). Уменьшение ренты привело лишь к усилению борьбы за кусок сырьевого пирога. Экономика и до всяких санкций подошла к грани рецессии, а реакция государства на них скорее может лишь подтолкнуть ее эту грань перейти. К ситуации больше подошла бы не пословица про добро и худо, а анекдот про алкоголика и его сына: «Папа, водка подорожала. Ты теперь будешь меньше пить?» - «Нет, сынок. Это ты теперь будешь меньше есть».