Не смотреть, думать надо

Выставка номинантов на премию «Инновация» сделана не для того, чтобы посмотреть на достижения отечественного современного искусства, а чтобы подумать о его проблемах
«Фотоманифест пролетариата» - работа тридцатилетней давности, не инновационная, а сильная/ С. Портер/ Ведомости

Выставки «Инновации» не бывали зрелищными даже в самой скромной степени. Работы номинантов ежегодного Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства показывают уже девятый год самым бесхитростным образом, с полным равнодушием к той самой визуальности. На памяти только два исключения - когда экспозицию делали Юрий Аввакумов и Сергей Ситар.

На этот раз теснотой выставочного зала организатора конкурса, Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), не отговориться - выставка расположилась в двух местах, еще и в большом выставочном зале ЦУМа. Там показывают наиболее зрелищные номинации - за лучшее произведение вообще и молодого автора. А номинированные региональные и кураторские проекты, как и книжки-лидеры в разделе «Теория, критика, искусствознание», конечно, ничем глаз обрадовать не могут. Если бы не показанное в ГЦСИ старое видео Владислава Мамышева-Монро, то смотреть там было бы нечего, только изучать.

Мамышев-Монро номинирован дважды - за творческий вклад и за лучшее произведение прошлого года. Серия «Полоний» - фотографии сыгранного спектакля, но совершенно в мамышевском духе, так что существуют сами по себе отдельным произведением. Но все-таки уступают старым работам вроде сцены встречи Штирлица с женой. Так профанировать профанную же культуру никто, кроме него, не мог.

Другой визуально сильный экспонат в зале ГЦСИ - видеодокументация выставки «ТРИВИА: Фотоманифест пролетариата». Группа фотографов, участников фотообъединения, существовавшего при советской власти в Новокузнецке, но закрытого по цензурным соображениям, показала свои работы тридцатилетней давности. Новаций в них нет, просто беспощадная съемка, не социальная даже, а экзистенциальная, вызывающая эмоции, не игровая. Поэтому награда фотографам не светит.

Дважды номинирована на премию Екатерина Деготь. Что, конечно, неудивительно в случае самой влиятельной персоны в нашем современном искусстве, главного его идеолога и неоспоримого авторитета, что бы там ни говорили опросы и рейтинги. В номинации «Кураторский проект» Деготь уже получала премию, и если ее совместную работу с Давидом Риффом «Понедельник начинается в субботу» наградят, то она будет первым дважды лауреатом «Инновации». Другое дело, что их серию выставок, осуществленную в норвежском городе Бергене, мало кто видел. Но тут ведь главное не произведения участвовавших в выставке художников, а реализация идеи превратить чужой город в отделы НИИЧАВО и неожиданно вспомнить не чтимых в современном искусстве братьев Стругацких.

Неожиданно, но Деготь вместе с Юрием Альбертом может победить и в номинации «Произведение визуального искусства». За юбилейную выставку художника, на которой главным были не произведения - они появлялись со временем, - а их интерпретация. Вот если бы из названия номинации выкинуть явно ненужное слово «визуальное», то эта работа наверняка стала бы лидером.

Другую юбилейно-отчетную выставку художника - «Удивляться нечему» Дмитрия Гутова, - так же похожую на отдельное произведение, поместили в раздел «Кураторский проект». Возможно, во избежание конфликта умственно-визуального и просто умственного.

Дважды номинирована на этот раз и другая важная дама нашего арт-мира, Елена Селина, - как автор выставки «Реконструкция» и каталога к ней (в компании с четырьмя соавторами). Выставку, воссоздающую московскую галерейную жизнь девяностых годов, как раз видели едва ли не все действующие лица нашей передовой художественной общественности. И очень она им полюбилась. Хотя в жюри нынешнего конкурса нет героев арт-жизни девяностых, кроме Марины Лошак (но ее не вспомнили на «Реконструкции»), если проект или каталог останутся без награды, многие заслуженные арт-деятели обидятся.

Молодым с маститыми соревноваться не трудно, если, конечно, маститые не номинированы дважды. В молодежной номинации, как и в основной, есть хорошие работы и искренне любимые арт-общественностью авторы. Андрей Кузькин с напряженным видео «Мир», Руслан Тавасиев с вяло текущей в фейсбуке работой «Все сложно...», политизированная группа, готовящая фестиваль «МедиаУдар», краснодарская группировка ЗИП и граффитист Кирилл Кто - все работают много и хорошо. Но победит, наверное, кто-то политически и социально активный. В меру активный, разумеется, все же приветственное слово «Инновации» написал министр культуры, разочаровывать его нельзя. Но нельзя и противостоять решительно настроенным арт-борцам за социальную справедливость и политическую правду. И тому и другим одновременно угодить невозможно.

До 4 мая