От редакции: Точка над Ё

Денис Абрамов/ Ведомости

История под названием «ё-мобиль» обрела свое завершение. Группа «Онэксим» отказалась от дальнейшей разработки проекта, права на него были переданы государству за символическую сумму в 1 евро. Причиной закрытия проекта представители компании называют изменение конъюнктуры на авторынке и ослабление рубля - большая часть оборудования должна была быть закуплена за границей. В самом деле, главной проблемой «ё-мобиля» оказалась излишняя зависимость от разного рода конъюнктуры.

На протяжении всего существования проекта политическая, имиджевая и технологическая составляющие переплетались в нем в тесный клубок. «Ё-мобиль» всегда воспринимался скорее как амбиционный прожект экстравагантного олигарха, нежели как реальный высокотехнологический стартап. Он стал возможным именно благодаря кратковременному совпадению ряда условий.

Идея создания собственной уникальной концепции автомобиля (буква «ё» в названии указывает как раз на это) с нуля идет вразрез и с глобальными, и с российскими трендами. По мере того как замысел обретал конкретные очертания, разработчики отказывались от главных изюминок «машины будущего» (роторного двигателя, полипропиленового кузова), проект неуклонно дорожал, а оригинальным разработкам предпочиталось копирование чужого.

Однако слабости бизнес-проекта выглядели сильными сторонами проекта политического. Тема инноваций была популярной в годы президентства Дмитрия Медведева, и обилие «фишек» вроде вертикально открывающихся дверей или возможности заводить машину с помощью кредитной карты вполне отвечало тогдашней моде.

До 2010 г. Михаил Прохоров был известен широкой общественности главным образом скандалами. Массовый и при этом инновационный автомобиль прекрасно подходил для исправления имиджа начинающего политика и точно бил в целевую аудиторию молодых представителей среднего класса, жителей городов-миллионников. Главные шаги по развитию проекта - закладка завода в Петербурге и демонстрация концепта на Франкфуртском автосалоне - и наибольшее число обещаний пришлись именно на предвыборный 2011 год. В пиаре «ё-мобиля» участвовали представители власти: премьер Владимир Путин прокатился на нем в резиденцию в Горках, а губернатор Петербурга Валентина Матвиенко присутствовала на закладке завода. На президентских выборах 2012 г. Прохоров смог занять второе место в Москве и Петербурге, и «ё-мобиль» наверняка принес ему часть голосов (по крайней мере тех 215 000 автолюбителей, которые подали предзаявки на машину).

Сегодня - в ситуации ссоры с Западом, стагнации экономики и снятия с повестки дня темы инноваций - конъюнктура решительно изменилась. Возвращение Прохорова в политику все менее вероятно, и его целевая аудитория уже не играет прежней роли. Образ будущего теперь иной, и «ё-мобиль» ему больше не соответствует.