Эксперимент над нефтью

В правительстве решили провести налоговый эксперимент в нефтяной отрасли - ввести для пилотных проектов налог на добавленный доход
Smartmoney

Вчера министр энергетики Александр Новак сообщил, что премьер Дмитрий Медведев поддержал идею оценить на практике целесообразность перехода с налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на налог на добавленный доход (НДД). Новый налог будет взиматься с 2015 г. на отдельных месторождениях - пилотных проектах. Идею не поддержал только Минфин, сообщил Новак.

О желании поучаствовать в пилотах ранее заявляли «Башнефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». Желающие отнюдь не ограничиваются тремя компаниями, утверждает сотрудник нефтяной компании: «У остальных тоже есть что предложить, ждем решения правительства». «Газпром нефть» тоже предложила два месторождения, следует из презентации Минэнерго. Перечень компаний находится на обсуждении, сообщил представитель Минэнерго.

Решение о применении НДД для пилотных проектов не принято, следует из ответа директора департамента Минфина Ильи Трунина, который он передал через пресс-службу. Против выступил не только представитель Минфина, но и другие члены правительства, уверяет он. О пилотных проектах речь не идет и если задумываться об НДД, то только на очень долгосрочную перспективу, сказал Трунин.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова сказала, что у нее нет оснований не верить Новаку.

Замена НДПИ на НДД обсуждается с 1997 г. За переход выступают нефтяники - это стимулирует освоение новых месторождений и позволяет избежать системы адресных льгот по экспортной пошлине. Один из вариантов воплощения НДД - налог на чистый денежный поток от деятельности по разработке месторождения, говорил Алексей Кондрашов из EY.

«Через НДПИ мы изымаем ренту, и переход от этого вида налогообложения на налогообложение дополнительного дохода может привести к тому, что мы потеряем доходы в бюджет», - предупреждал министр финансов Антон Силуанов.

Существуют две концепции пилотных проектов, рассказывает участник нефтяного рынка: «Взять по 1-2 месторождения с компании и ввести для них значимый НДД. Или ввести на всех месторождениях, но небольшую долю». Разговоры об очередном изменении налоговой системы могут отпугнуть инвесторов, возражает Трунин. НДД, наоборот, даст уверенность инвесторам и правительству, что отрасль будет развиваться и налоги будут поступать, не согласен президент «Лукойла» Вагит Алекперов.

Минфин не хочет, чтобы нефтяные доходы бюджета были волатильны, не удивлен другой нефтяник. Но сейчас все говорит в пользу введения НДД, считает он: «После того как пошлину резко снизили и увеличили НДПИ, заменить часть НДПИ на НДД для Минфина безопаснее».