Ральф Венцель: «По сути, 85% людей не знают, что они хотят съесть», - Ральф Венцель, генеральный директор и сооснователь FoodPanda

Ральф Венцель - о доставке еды во время евромайдана, бизнесе без границ во время крымского кризиса и еще одном фундаментальном отличии Москвы от Санкт-Петербурга
С. Портер/ Ведомости

FoodPanda GmbH

Сервис доставки еды. Основатель компании - Ральф Венцель. Финансовые показатели не раскрываются. Объем привлеченного венчурного финансирования - около $50 млн. Среди инвесторов - Rocket Internet, Phenomen Ventures, Investment AB Kinnevik, iMENA Holdings. По данным инвестфонда Rocket Internet, опубликованным 19 марта 2014 г., за 22 месяца существования FoodPanda закрепилась в 40 странах мира, демонстрируя ежегодный рост в 100%. На сегодняшний день FoodPanda сотрудничает с 22 000 ресторанов и является мировым лидером по заказу еды через интернет. FoodPanda - самый быстрорастущий инвестпроект Rocket Internet, лидер по географии работы. Сейчас никто из глобальных конкурентов FoodPanda не работает в России. Их ближайший конкурент - британская Just Eat, по ее собственным данным, работает с 36 000 ресторанов в 13 странах мира.

Когда речь заходит о бизнес-ланче с человеком, создавшим компанию номер один в мире по доставке еды, сразу представляешь себе курьера с коробкой пиццы у дверей офиса. Но германский интернет-предприниматель Ральф Венцель, выбирая место для встречи с журналистом «Ведомостей», назначил встречу в «Шинке» (тот, как и все рестораны группы Maison Dellos, входит в число московских клиентов FoodPanda).

Венцель говорит, что ему нравится русская и украинская кухни, спрашивает меня об их различиях, признается в симпатии к борщу и бефстроганов. Однако ограничивается чайником зеленого чая. Но раз уж мы сидим в «Шинке» под задушевные украинские песни, я первым делом спрашиваю у него про бизнес FoodPanda на Украине. Сразу же выясняется, что у Венцеля есть склонность уходить от сколько-нибудь рискованных вопросов. «FoodPanda - глобальный бизнес, мы сейчас присутствуем в 41 стране, включая многие европейские, азиатские, латиноамериканские и ближневосточные, - начинает излагать он. - Во всех странах этот бизнес работает, потому что люди везде хотят иметь удобные условия для заказа еды. Везде независимо от экономических и политических ситуаций люди хотят есть. Конечно, мы расширяем наш бизнес в каждой стране, где работаем сейчас, включая и Украину, и Россию».

Я предполагаю, что политический кризис на Украине в последние пять месяцев не мог не сказаться на работе местной службы доставки еды. Но Венцель продолжает гнуть свою линию: «Мы видим, что бизнес там продолжает расти. И люди не прекращают заказывать еду независимо ни от чего».

Официант приносит чай и предупреждает, что надо немного подождать, пока он заварится. Венцель говорит ему «спасибо» по-русски. На Украине FoodPanda присутствует в трех городах - Киеве, Харькове и Днепропетровске. По словам моего собеседника, его планы экспансии на Украине совершенно не изменились: «Наш бизнес по своей сути городской, так что мы хотим присутствовать во всех крупных городах каждой страны, где работаем, будь то Украина, Польша или Бразилия».

Но неужели даже во время евромайдана в Киеве, когда останавливалось метро, а в центре города стреляли и жгли баррикады из покрышек, доставка еды работала, как обычно? «Гм, - Венцель, похоже, понимает, что так просто от него здесь не отстанут. - Мы с уважением относимся к той печальной ситуации, которая сложилась. Еще раз: мы - компания, которая помогает людям заказывать еду. А они продолжали ее заказывать и во время конфликта. Конечно, скорость доставки в определенные моменты зависела от того, в какой части города был сделан заказ. Но принципиально для нашего бизнеса там ничего не изменилось».

«Мы придаем ресторанному рынку прозрачность»

Венцелю 35 лет. Он родился в Восточной Германии и получил там диплом компьютерного инженера, потом стажировался в Вене, выучил испанский и поработал на Кубе. А 12 лет назад начал карьеру в интернете. Сначала пять лет проработал в Jamba - крупнейшей компании в мире по части приложений, музыки и прочего контента для мобильных телефонов. Потом - в Moneybookers, компании № 1 на рынке платежных систем в интернете. «Мы начинали как очень маленькая компания, а в итоге выросли в глобального лидера с сотнями сотрудников и сильными экономическими результатами, - рассказывает он. - А 1,5 года назад я стал сооснователем FoodPanda, это уже третья интернет-компания, которую я построил, но на этот раз полностью с нуля».

Партнером Венцеля выступил фонд Rocket Internet - крупнейший в Европе бизнес-инкубатор для интернет-компаний, суммарный объем инвестиций которого превышает 3 млрд евро. Финансовые показатели FoodPanda не раскрываются, известно лишь, что из 75 компаний, в которые проинвестировал Rocket Internet, проект Венцеля - самый крупный. И самый глобальный, добавляет он. Для своего сегмента рынка - тоже: «На сегодня у нас больше всего стран присутствия среди всех конкурентов. Ни у кого нет такого же широкого глобального охвата».

Бизнес-модель, по которой работает FoodPanda, напоминает те, что есть у TripAdvisor, Airbnb или GetTaxi. Для клиента услуга по доставке бесплатна, он оплачивает заказ курьеру наличными или картой и после каждой доставки может оставить свои комментарии - понравились ли ему еда и скорость доставки. Можно выбрать как сетевой ресторан, так и независимый. «Мы даже больше заинтересованы в маленьких высококачественных ресторанах, о которых сейчас мало кто знает, чтобы показать их публике. Особенно это актуально для России: рынок огромный, много игроков, которые заинтересованы в том, чтобы быть в зоне видимости клиентов. Так что все сходилось к тому, чтобы открывать наш бизнес здесь», - говорит гендиректор компании.

Доходы FoodPanda складываются из комиссии ресторанов. По словам Венцеля, она небольшая и определяется на индивидуальной основе - в зависимости от размера ресторана, района, где он находится, удаленности от метро. «В целом получается ситуация win-win: мы генерируем дополнительную выручку для ресторанов, а рестораны ценят это и вознаграждают нас комиссией, которую считают подходящей для себя, - говорит он. - В принципе, и раньше существовало много сайтов, которые собирали рекомендации о ресторанах. Наша идея была в том, чтобы объединить сразу три опции: заказ еды, рекомендации клиентов и автоматическую передачу заказа в ресторан. Для ресторана нет никакой дополнительной работы, а клиент получает отличный сервис».

Разумеется, есть клиенты, которые не считают сервис отличным, признает Венцель: «Постоянно есть люди, которые недовольны едой или временем доставки. Мы связываемся с ними, потом с ресторанами и ищем возможность улучшить качество услуги. В этом преимущество нашей платформы: все могут прямо высказать свое мнение, а мы, основываясь на этом, можем отбирать лучшие рестораны из лучших».

Я рассказываю, что накануне интервью попыталась сделать заказ на московском сайте FoodPanda, но пришлось махнуть рукой на этот эксперимент - минимальное время доставки в редакцию «Ведомостей» в будни вечером составляло 1,5 часа. Почему так долго, спрашиваю у Венцеля. Он невозмутимо пускается в объяснения: «Все зависит от времени, когда вы делаете заказ, а главное - от того, в какой части города вы находитесь. Какие-то рестораны доставляют заказы на метро, и тогда это занимает полчаса, какие-то - автомобилями, и тогда это дольше. В Южной Корее, например, заказы доставляют преимущественно на метро, там часто в вагоне метро можно встретить разносчиков с коробками пиццы, там это очень быстро. Есть страны, где еду доставляют в основном велосипедами... Но главное - что вы сразу увидели, что доставка к вам возможна минимум за 1,5 часа, и решили не делать заказ. Это лучше, чем рассчитывать получить заказ за полчаса, а в итоге ждать 1,5 часа и нервничать. Собственно, все, что мы делаем, - придаем ресторанному рынку прозрачность: у нас сразу можно увидеть, сколько времени придется ждать, какие рестораны самые популярные и что в них чаще всего заказывают».

«Качество суши в Москве очень высокое»

За спиной у Венцеля хорошо просматривается застекленный мини-зоопарк с павлином, фазанами, петухом и прочей живностью. Я шучу, что уж их-то FoodPanda вряд ли доставит клиентам «Шинка» на дом. «Да, не все вещи можно доставить, - улыбается он. - Но вообще такой сервис, как доставка, сейчас находится в фазе роста. Я сам хочу проводить больше времени с друзьями, семьей, с сыном и дочерью, а не тратить время на бытовые вещи. И люди по всему миру быстро привыкают к этой реальности. Еще недавно люди в больших городах преимущественно заказывали такси по телефону или просто голосовали на улице. Сегодня они делают это через интернет и мобильные приложения. До недавнего времени люди покупали модную одежду в магазинах - сегодня они заказывают ее через LaModa (российский проект Rocket Internet. - «Ведомости») и подобные компании. Раньше все бронировали авиабилеты через туристические агентства - сегодня весь этот рынок ушел в онлайн. Пожалуй, бизнес, который дольше всех продержался в офлайне, - это рестораны».

Доставкой еды рестораны занимались, можно сказать, веками, продолжает он: «Однако рестораны не являются экспертами в том, что касается продвижения себя в интернете. Они не умеют создавать удобные сайты и приложения, которые позволяют клиентам быстро сделать заказ. К тому же ресторанов сейчас так много, что людям сложно сориентироваться, где хорошие, а где плохие. И мы прежде всего помогаем ресторанам стать видимыми для публики, а также делаем более удобным процесс заказа через интернет или мобильное приложение и собираем рекомендации для клиентов. Сводим эти три вещи вместе - и получаем глобальную рыночную площадку для ресторанов в онлайне».

Сам Венцель за 1,5 года существования FoodPanda объездил все 40 с лишним стран, где работает FoodPanda, - он говорит, что 80% рабочего времени проводит не в Берлине, где находится технологический хаб компании. Неудивительно, что гендиректор компании уже стал настоящим глобальным экспертом по ресторанному бизнесу. «В Москве еду доставляют в основном на машинах, поэтому время ожидания заказа - от 45 минут до 1,5 часа. А в Бангкоке, откуда я только что вернулся, мы заказали через нашу платформу гамбургер в «Макдоналдсе» - и его привезли всего через 16 минут, горячий и свежий». В Москве чаще всего заказывают суши (см. врез).

Почему же в Москве так популярны эти суши, интересуюсь я. По версии Венцеля, все просто: «Суши здесь действительно вкусные. Я много езжу по Азии, по другим странам, могу сравнивать - так вот, качество суши в Москве очень высокое». Впрочем, несмотря на увлечение москвичей суши и повсеместное распространение фастфуда, гендиректор FoodPanda видит еще один тренд в России: все больше людей заказывают в интернете блюда русской кухни.

А в Германии что происходит с заказами национальной кухни? «Мы не работаем в Германии. И не собираемся в ближайшее время. Мы фокусируемся на тех странах, где мы уже есть, собираемся расширяться, но не за счет Германии пока что», - отвечает Венцель. И в США FoodPanda не хочет идти: «Это уже зрелый рынок. Мы концентрируемся на тех рынках, где масштабные изменения поведения потребителей происходят прямо сейчас и очень быстро - в Америке они уже произошли».

«Мы живем в очень впечатляющее время»

Школьником Венцель застал падение Берлинской стены. «Я жил недалеко от нее, так что видел все и по телевизору вечером, и реакцию людей на улицах, а наутро побывал и у стены тоже. Было ощущение настоящего единения, Восточная и Западная Германия сразу стали одной страной и разделили [друг с другом] свои проблемы, - вспоминает он. - Я думаю, главное, что я извлек из того опыта, - это идея о равенстве, что все равны: Западная и Восточная Германия, Европа и Африка, Азия и Латинская Америка. Везде люди хотят одного и того же, у них одинаковые желания и надежды на лучшую жизнь. Мы по-прежнему живем в эпоху конфликтов, и очень бы хотелось, чтобы люди по всему миру тоже пришли к пониманию этой идеи, к взаимному уважению. Этим я руководствуюсь и в бизнесе тоже, который работает в глобальном масштабе, по сути, без границ. Все наши проблемы мы решаем вместе».

Особенно приятно это слышать в сегодняшней России, замечаю я. «Мы никогда не теряем оптимизма», - парирует Венцель. «Так, может быть, вам стоит заняться доставкой еды в Северной Корее или на Кубе?» - проверяю я на прочность его оптимизм. «Посмотрим. На ближайшее время у нас такой задачи нет, - отвечает с серьезным лицом гендиректор FoodPanda. - Мы фокусируемся на тех странах, где уже присутствуем, с сильным рыночным потенциалом и проникновением интернета».

Сам интернет, по сути, продукт эпохи после падения Берлинской стены, после окончания холодной войны. Но сейчас уже ходят разговоры о новой холодной войне - нет ли новых рисков для бизнеса интернет-компаний? «Мы продолжаем работать в том же направлении, что и раньше. Мы уверены - и в то же время надеемся, - что люди по всему миру будут и дальше объединяться для общения и работы, - отвечает Венцель. - А наш бизнес сможет и дальше менять мир в лучшую сторону».

Главная цель проекта, по словам предпринимателя, - стать Google и Facebook на рынке доставки еды, то есть выработать единый глобальный стандарт для всех локальных площадок: «Сейчас мы как «Яндекс» на нашем рынке, но хотим быть как Google». Перспективы в его изложении выглядят захватывающе: «Сегодня 95% заказов еды в мире по-прежнему делается в офлайне. Так что нам есть куда расти, и, если мы встретимся через пару месяцев, уверен, что эта цифра уменьшится в нашу пользу. Все больше людей каждый день начинают пользоваться смартфонами и интернетом - и они сразу видят: о, да тут можно легко заказать еду! По сути, 85% потребителей сейчас не знают, что именно они хотят съесть. А мы говорим им: идите к нам, мы вам покажем то, что стоит выбрать. Людям это нравится, особенно через мобильные приложения. Думаю, мы живем в очень впечатляющее время - время стремительного изменения человеческого поведения. Причина этому - бурное развитие технологий. Мы можем поучаствовать в этих переменах и благодаря этому превратиться в великую компанию».

При этом становиться публичной FoodPanda пока не планирует: «Мы недавно получили финансирование от группы международных инвесторов (48 млн евро. - «Ведомости»), так что у нас сейчас хорошие позиции для развития. Прежде всего нам нужны люди - те, кто работает с ресторанами, маркетологи, хорошая клиентская поддержка. В них и в анализ рынка мы и инвестируем».

Венцель поглядывает на часы - похоже, его ждут новые рестораны. «К сожалению, на что-то помимо бизнеса остается не так много времени - мне приходится много путешествовать, - отвечает он на вопрос о хобби. - Я пытаюсь заниматься спортом - бегаю по нескольку километров три раза в неделю. Но основная часть моей жизни посвящена FoodPanda».