Двигатели контрреволюции

Президент поручил госкомпаниям подумать о замещении украинской продукции. Это может ударить по гособоронзаказу, предупреждают эксперты
Михаил Климентьев/ РИА Новости

Совещание по импортозамещению украинской промышленной продукции прошло под председательством Владимира Путина в четверг, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам (цитата по «Интерфаксу»), в мероприятии приняли участие глава кремлевской администрации Сергей Иванов, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, вице-премьер Дмитрий Рогозин, помощник президента Андрей Белоусов, другие представители ведомств и руководители госкомпаний и госкорпораций. По словам опрошенных «Ведомостями» менеджеров этих компаний и корпораций, на совещании также присутствовали гендиректора «Ростеха» и «Росатома» Сергей Чемезов и Сергей Кириенко, президенты Объединенной авиастроительной, Объединенной судостроительной и Объединенной двигателестроительной корпораций Михаил Погосян, Владимир Шмаков и Владислав Масалов, а также ряд других топ-менеджеров, чьи компании получают украинскую промпродукцию. Какой-либо дополнительной информации по итогам совещания распространено не было.

Поручение провести такое совещание Путин дал на встрече с членами правительства в среду, после того как Мантуров доложил, что пока украинские предприятия продолжают свои поставки в Россию, а общий объем портфеля российских заказов для них (как военной, так и гражданской продукции) составляет $15 млрд. При этом министр отметил, что видит риски для этих поставок со стороны не столько самих украинских предприятий, сколько государственных структур Украины, которые могут запретить экспорт в Россию продукции оборонного назначения.

По словам двух менеджеров предприятий «Ростеха», которые подтверждает источник в российском Министерстве обороны, наибольшие риски для выполнения гособоронзаказа возникнут в случае проблем с двумя украинскими предприятиями - запорожским «Мотор-сич» и николаевским «Зоря-машпроект». Первое производит двигатели практически для всех российских вертолетов, а второе - газотурбинные установки для двигательных установок всех строящихся сейчас крупных российских кораблей класса «фрегат» проектов 11356 и 22350. Как объяснил менеджер предприятия «Ростеха», дело не только в том, что двигательные установки этих предприятий составляют значительно более половины всех украинских поставок военного и двойного назначения в Россию, но и в том, что их стопроцентное замещение, особенно в части продукции «Зоря-машпроекта», может стать реальностью лишь через несколько лет и при условии инвестирования нескольких сотен миллионов долларов.

Если же поставки оборвутся немедленно, заказ на новые транспортные вертолеты для армии придется сократить, а график постройки фрегатов - пересмотреть, говорит бывший чиновник Минобороны. Однако, по словам менеджера «Ростеха», поставки вряд ли прервутся по инициативе украинского правительства: даже если такое решение будет принято, вряд ли его удастся эффективно выполнить из-за значительного политического влияния в Запорожье владельца «Мотор-сичи» Вячеслава Богуслаева. Если же завод у него отберут и поставки в Россию все-таки прекратят, то украинские власти получат мертвое предприятие и несколько десятков тысяч безработных.

Что же касается государственного «Зоря-машпроекта», то он сейчас попал в зону бизнес-интересов Сергея Пашинского, занимающего пост и. о. главы администрации и. о. президента Украины, говорит собеседник «Ведомостей». По его мнению, главный риск для этого предприятия состоит вовсе не в запрете на экспорт продукции основному заказчику, а в том, что его новые покровители могут его слишком быстро обескровить.