«Мегафон» снова первый

«Мегафон» вновь стал лидером в России по количеству базовых станций, позволяющих абонентам передавать данные на высоких скоростях. Он обогнал МТС, лидировавшую год назад
Базовых станций для мобильной передачи данных в России становится все больше/ David Paul Morris/ Bloomberg

На конец 2013 г. у «Мегафона» в России было установлено 43 416 базовых станций 3G и 4G - технологий, поддерживающих мобильный широкополосный доступ (ШПД) в интернет, говорится в презентации оператора для инвесторов. У МТС на конец 2013 г. было 36 600 базовых станций 3G и 4G, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. У «Вымпелкома» 26 000 3G-станций, говорит его представитель Анна Айбашева, не раскрывая количества станций 4G. При этом источники в двух других операторах утверждают, что по итогам прошлого года «Вымпелком» был на третьем месте по строительству 4G-сети: на тот момент у него было запущено меньше всего регионов - семь, тогда как у МТС их было уже 14, а у «Мегафона» - 49.

Данные «Мегафона» за 2013 г. учитывают инфраструктуру «Скартела», приобретенного в октябре 2013 г., рассказывает представитель оператора Олеся Яременко. В презентации «Мегафона» к сделке по покупке «Скартела» говорилось, что на август 2013 г. у «Скартела» было 5500 базовых станций. Так что даже без их учета «Мегафон» обошел бы МТС по числу объектов мобильного ШПД.

В конце 2012 г., когда операторы еще не начали строить 4G-сети, МТС превзошла «Мегафон» по числу базовых станций 3G - 28 500 и 28 000 соответственно (у «Вымпелкома» было 18 600). Это сказалось и на доле рынка по доходам от мобильной передачи данных: если, по данным AC&M-Consulting, в I квартале 2012 г. «Мегафон» был безусловным лидером в «большой тройке» с 40% (у МТС было 34,3%), то через год, в январе - марте 2013 г., их доли почти сравнялись - 37,8 и 36,3% соответственно. Однако к концу 2013 г. «Мегафон» вернул себе лидерство по выручке от передачи данных - она составила 14,9 млрд руб. против 13,76 млрд руб. у МТС. Аналитики AC&M, правда, связывали это в первую очередь с консолидацией в отчетности «Мегафона» показателей «Скартела».

Яременко не говорит, видит ли оператор взаимосвязь расширения сети и роста своей выручки. «Мегафону» важно сделать свою сеть качественной, настаивает она, но обращает внимание, что передача данных стала самым быстрорастущим сегментом российской выручки «Мегафона»: в IV квартале 2013 г. этот показать вырос по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 40% (до 14,864 млн руб.), а годовая выручка от мобильной передачи данных - на 28,6% (до 49 683 млн руб.).

Количество базовых станций не главный показатель качества сети, считает Солодовников: за счет применения технологий автоматической оптимизации сети МТС может добиться лучшего покрытия, используя меньшее количество базовых станций. Об эффективности сети говорит рост выручки от услуг передачи данных, считает он. А МТС четвертый квартал подряд показывает лучшую по сравнению с конкурентами динамику этого показателя, настаивает он. В IV квартале 2013 г. доходы МТС от передачи данных выросли по сравнению с тем же периодом 2012 г. на 49,3%, напоминает Солодовников.

Для «Вымпелкома» 2013 год стал годом большого рывка, говорит Айбашева: компания сравнялась с конкурентами по качеству мобильной связи в ключевых регионах, в том числе в Москве, где общее количество базовых станций 3G увеличилось за год больше чем втрое, говорит Айбашева. Тем не менее задачи догнать или перегнать конкурентов по количеству базовых станций нет, говорит она: для оператора важнее обеспечить качество сети при сохранении эффективности инвестиций, а «ковровым покрытием» этого не достигнешь. Айбашева не стала говорить, зависит ли выручка оператора от количества базовых станций.

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин считает, что увеличение количества базовых станций может увеличить выручку, но предупреждает, что этот рост часто не пропорционален расширению инфраструктуры. Дело в том, что многие абоненты переходят на пакетное использование услуг - получается, что объем потребления растет быстрее, чем средний месячный доход от абонента (ARPU). На это обращает внимание и сотрудник одного из конкурентов «Мегафона»: многие пользователи модемов ориентированы на дешевые безлимитные тарифы и это не дает выручке существенно расти даже при хорошем расширении сети, сетует он.