Не плачь, принцесса

«Принцесса Монако» (Grace de Monaco), открывшая 67-й Каннский кинофестиваль, не заслужила бурного возмущения. Пресса освистала ее сдержанно и лениво
У героини Николь Кидман вечно глаза на мокром месте/ kinopoisk.ru

Николь Кидман действительно очень похожа на Грейс Келли, голливудскую звезду, в 1956 г. вышедшую замуж за князя Монако Ренье III. Фильм французского режиссера Оливье Даана (совместная продукция Франции, США, Италии и Бельгии) посвящен напряженному моменту в начале 1960-х, когда принцессе пришлось делать выбор между продолжением актерской карьеры и спасением княжества. Альфред Хичкок (в комическом исполнении Роджера Эштон-Гриффитса) предлагает ей главную роль в новом фильме. Тем временем французский президент Шарль де Голль (в комическом исполнении Андре Панверна) пытается приостановить отток национального капитала в Монако и требует, чтобы княжество повысило налоги. Мы независимое государство, гордо отвечает князь Ренье (в драматическом исполнении Тима Рота). Ах так, говорит де Голль, ну тогда я устрою вам Средние века! Устанавливает блокпосты на границах и готовится к аннексии Монако со всеми его казино.

По фильму получается, что Келли сыграла ключевую роль в предотвращении агрессии. Слова «сыграла роль» режиссер Оливье Даан, конечно, предлагает понимать буквально, ведь Грейс - актриса. Ей приходится брать уроки французского и благородных манер. Идти в народ, не очень-то жалующий принцессу-американку, раздавать плюшки французским солдатам на границе и заниматься благотворительностью, чтобы в финале трудного пути заслужить аплодисменты и растрогать проникновенной речью де Голля на балу Красного Креста.

История выглядит не просто мелодраматической, а почти сказочной. И даже вызывает ассоциации с самым популярным современным телесериалом «Игра престолов», где тоже есть принцесса-блондинка, которая добивается народной любви в чужих краях. Правда, Дейенерис Таргариен носит титул «Матерь драконов» и использует этих фантастических животных в качестве последнего аргумента принуждения к миру. Но в истории Грейс Келли за дракона вполне может сойти министр обороны США Роберт Макнамара, который появляется на балу Красного Креста и между делом осведомляется у де Голля: «Ну вы ведь не собираетесь бомбить принцессу?»

В карьере Николь Кидман принцесса Монако останется как «роль с эффектом красных глаз». Воспаленные глаза на крупном плане здесь главное средство актерской выразительности. Сразу видно, что принцесса не выспалась, устала, страдала, читала привезенный Хичкоком сценарий, много думала. Гримеры и костюмеры с завистью смотрят на консультанта-офтальмолога: его гонорар в этом фильме наверняка был выше.

А вообще, выбор «Принцессы Монако» в качестве фильма открытия Каннского фестиваля можно оправдать только тем, что его место действия в получасе езды отсюда.

О шансах конкурсантов пока можно судить лишь по фестивальному расписанию. Победителей объявят в следующую субботу, 24 мая. Пик фестиваля приходится на среду, 21-е. В этот день покажут фильмы, на которые, видимо, сделаны основные ставки. Это «Поиск» (The Search) Мишеля Хазанавичуса, обладателя «Оскара» за комедию «Артист» (2011), и «Прощание с языком» главного революционера французского кино Жан-Люка Годара. А вне конкурса в среду будет документальный «Майдан» Сергея Лозницы - тем самым подчеркнут его статус как одного из центральных каннских событий этого года. В четверг, когда из Каннов начинают уезжать гости кинорынка - покупатели фильмов для проката в разных странах, в конкурсе будут «Мамочка» канадского вундеркинда Ксавье Долана и «Зал Джимми» британского классика Кена Лоуча. Второй именитый английский конкурсант - Майк Ли (как и Лоуч, обладатель «Золотой пальмы») в этом году, похоже, списан в аутсайдеры: премьера его «Мистера Тёрнера» поставлена на первый день программы вместе с «Тимбукту» мавританца и выпускника ВГИКа Абдеррахмана Сиссако. «Левиафан» Андрея Звягинцева покажут последним в конкурсной программе. Значит, на него тоже делают ставки. Но не такие, как на Хазанавичуса.

«Принцесса Монако» выйдет в российский прокат 22 мая