Семь проектов для роста

Минэкономразвития отобрало семь проектов, которые позволят направить нефтегазовые резервы на оживление экономики. Первые четыре готовы к одобрению, но на всех денег может не хватить
Больше всего денег из ФНБ может потребоваться на решение проблем московских аэропортов/ А. Махонин/ Ведомости

Сейчас в списке Минэкономразвития семь проектов, на которые из ФНБ суммарно требуется 472 млрд руб., четыре из них могут быть одобрены уже в ближайшее время (см. таблицу). Проект Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслана Байсарова по освоению элегестского месторождения и строительству железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино уже почти прошел вторую стадию оценки - комплексное обоснование, рассказывает замминистра экономического развития Николай Подгузов. А «Росатом» представил документы с комплексным обоснованием строительства АЭС «Ханхикиви» в Финляндии, говорит он. После утверждения в Минэкономразвития проекты должен одобрить Минфин, а затем может быть принято решение о начале финансирования.

Минэкономразвития определило претендентов на средства фонда национального благосостояния (ФНБ): перечень из семи проектов включен в обновленный макроэкономический прогноз (копия есть у «Ведомостей»).

В этом году из-за «возросшей экономической неуверенности» инвестиции в основной капитал сократятся на 2,4%, ожидает Минэкономразвития. Но с 2015 г. министерство рассчитывает, что рост инвестиций восстановится - на те же 2,4%. А одним из драйверов станут инвестиции в транспортный сектор, в том числе за счет использования средств ФНБ, пишет Минэкономразвития.

По 150 млрд руб. из ФНБ правительство уже выделило «Автодору» на строительство ЦКАД и РЖД на модернизацию БАМа и Транссиба. Еще 150 млрд руб. должны были пойти на высокоскоростную магистраль Москва - Казань, но РЖД пока так и не смогла защитить проект. Теперь эти деньги могут пойти на новые проекты, которые отберет Минэкономразвития.

Также на следующей неделе наблюдательный совет Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) рассмотрит еще два проекта, которые претендуют на деньги ФНБ: строительство интеллектуальных сетей совместно с «Россетями» и «Ликвидация цифрового неравенства» вместе с «Ростелекомом». Для проектов с участием РФПИ предусмотрен упрощенный порядок утверждения: для получения средств ФНБ достаточно решения набсовета фонда.

Чем больше проектов, тем более жесткой будет конкуренция между ними и тем лучше они будут проработаны, замечает чиновник финансово-экономического блока. Но инициаторам проектов следует как можно быстрее и качественнее готовить документы, продолжает он: на каком-то этапе Минфин может сказать, что свободные средства в ФНБ закончились.

По состоянию на 1 мая в ФНБ было 3,13 трлн руб., или 4,3% ВВП. До 40% ФНБ, или 1,25 трлн руб., может быть размещено в рублевых активах, в том числе до 655 млрд - на депозитах ВЭБа. Поступления в ФНБ в долгосрочной перспективе ограничены, а потребность в подушке безопасности для пенсионной системы лишь обострится из-за неблагоприятной демографической ситуации, предупреждал Минфин в бюджетной стратегии до 2030 г.: увеличение инвестиций в российские проекты может быть рискованным.

Первые четыре проекта, готовых к утверждению, уже претендуют более чем на 200 млрд руб. из ФНБ. У каждого свой график финансирования, главное - чтобы проекты запускались, замечает другой чиновник финансово-экономического блока.

В очереди за средствами ФНБ еще три проекта, самый крупный из них - развитие Московского авиационного узла (МАУ), на который потребуется порядка 200 млрд руб. из ФНБ. Уже разработаны существенные условия будущих концессионных соглашений - развитие МАУ предполагает запуск нескольких (от четырех до семи) отдельных концессионных проектов. Средства ФНБ принципиальны для МАУ, объяснял «Ведомостям» топ-менеджер, участвующий в подготовке проекта: получить дешевые длинные деньги в банке в таком объеме нереально.