Минэнерго защитит нефтяников

Минэнерго предлагает налоговый маневр для нефтяной отрасли: снизить экспортную пошлину, поднять НДПИ и отложить рост нагрузки на производство мазута
Smartmoney

Поступления в бюджет при сценарии Минэнерго сохраняются на запланированном уровне, не согласен руководитель по стратегии энергетического центра «Сколково» Антон Рубцов, а шоков - дефицита бензина и резкого роста внутренних цен - удается избежать. Выиграют компании, у которых доходы от добычи превышают доходы от переработки, проиграют те, кто отстал в модернизации НПЗ, говорит он.

Предложения Минэнерго передал через пресс-службу министр Александр Новак. Суть маневра в 2015-2017 гг.: снизить нагрузку по экспортным пошлинам и акцизам, компенсируя потери бюджета повышением НДПИ (см. таблицу). Снижение пошлины на экспорт нефти Минэнерго предлагает ускорить. Если правительство согласится, то в 2015 г. пошлина на нефть будет меньше запланированной примерно на 10% ($308, а не $341 за 1 т). Для этого предложено снизить предельный коэффициент в пошлине до 51 с 59% в 2014 г. (от разницы между средней ценой нефти за месяц и $182,5). По действующему плану в 2015 г. коэффициент должен быть снижен только до 57%, в 2016 г. - до 55%.

От повышения с 2015 г. пошлины на мазут (сейчас - 66% от нефтяной, для светлых нефтепродуктов - 65%, для бензина - 90%) до уровня нефтяной нужно отказаться, настаивает Новак. Минэнерго предлагает более плавное повышение: до 80% - с 2015 г., 90% - с 2016 г., 100% - с 2017 г.

Выравнивание пошлин на нефть и мазут с 2015 г. должно было стимулировать снижение доли мазута в нефтепереработке. В России она составляет 27-28%, а на некоторых заводах - свыше 40%, приводил данные Денис Борисов из EY, в США это около 5%, в Европе - 15%. Но если не отложить повышение, то маржа НПЗ с высокой долей производства мазута уменьшится на $50-60 за 1 т, могут упасть объемы переработки на 35 млн т (бензина - на 1-4 млн) и возникнуть дефицит бензина в некоторых регионах, предупреждает Новак. Могут стать нерентабельными до 10 НПЗ, считает менеджер нефтяной компании.

От заградительной пошлины на бензин, введенной для предотвращения дефицита, Минэнерго предлагает отказаться: с 2016 г. снизить ее с 90 до 85%, с 2017 г. - до 75%, с 2018 г. - до уровня пошлины на экспорт дизельного топлива (сейчас по плану с 2016 г. должна быть 61%).

Чтобы из-за снижения пошлин не выросли внутренние цены на нефть (рассчитываются как разница между экспортными и расходами на пошлину и транспортировку), а затем и на бензин, Минэнерго предлагает снизить акцизы на бензин и дизельное топливо. А чтобы не пострадал бюджет - более резко повышать НДПИ в 2015 г. - до 625 руб. вместо 530 руб. за 1 т.

До 2018 г. Минэнерго предлагает провести эксперимент на части месторождений - заменить на них НДПИ на налог на финансовый результат, который зависит от рентабельности добычи. Ранее Минэнерго называло в качестве пилотных новые месторождения «Газпром нефти», «Лукойла» и «Сургутнефтегаза».

В 2018 г. Минэнерго готово пойти на более радикальный налоговый маневр, который сейчас обсуждается ведомствами. Страны Таможенного союза должны до 2025 г. создать единый нефтяной рынок, и если Россия сохранит высокие пошлины, то ее компаниям будет выгоднее вывозить нефть через Казахстан и Белоруссию, опасались чиновники. Потенциальные потери сотрудники Минфина оценивали в $30 млрд. Чтобы избежать этого, придется снизить пошлину на нефть до казахстанской (будет $80 за 1 т), повысить НДПИ и обнулить акцизы, говорили они. Унифицировать пошлины с казахстанскими готово и Минэнерго, но вместо повышения НДПИ предлагает перейти на налогообложение финансового результата добычи.

Минэнерго пока не согласовало свои предложения с Минфином и Минтрансом, говорят представители всех трех ведомств. Переговоры еще идут, отметил представитель Минфина. Минфин, скорее всего, не поддержит предложение Минэнерго в таком виде, считает чиновник финансово-экономического блока правительства. Сейчас в бюджете запланированы дополнительные доходы от нефтяной отрасли в 240-250 млрд руб., а по плану Минэнерго - всего 150-160 млрд, говорит он. При этом по сценарию Минфина нагрузка на отрасль не растет, так как увеличится ее выручка. Ведомство готовит свой вариант большого налогового маневра: снижение пошлин до уровня казахстанских уже к 2018 г. и такое же сильное повышение НДПИ.

Представители «Роснефти» и «Лукойла» отказались от комментариев. «Большой налоговый маневр» не должен повлиять на окупаемость проектов, призывает представитель «Газпром нефти»: в случае значительного увеличения нагрузки на месторождения, у которых сейчас есть льготы, необходимо предусмотреть механизмы компенсации. Бизнес сдержанно относится к налоговому маневру, рассказывает другой нефтяник: «Кто захочет инвестировать в отрасль, в которой раз в несколько лет меняют правила игры?»