От редакции: За ценой не стояли

Сергей Портер/ Ведомости

На прошлой неделе Алексей Миллер не попал в европейский санкционный список, а на этой неделе возглавляемый им «Газпром» заключил-таки контракт с китайской CNPC о поставках газа. Политическое значение «Газпрома» слишком велико - поэтому председателя правления компании нельзя подвергать санкциям в Европе, и поэтому же ему надо помочь всем Кремлем и Белым домом подписать контракт с Китаем.

После 10 лет безуспешных переговоров по цене контракт подписан в тот момент, когда Москва отрезала себе пути к отступлению конфликтом с Западом и громкими обещаниями уйти в Азию. Саму цену Миллер не назвал, сославшись на коммерческую тайну. Но стоять за ценой времени не было - если Владимир Путин поехал в Пекин за контрактом, контракт должен быть подписан.

Выгоден ли контракт экономически «Газпрому» и России? По мнению директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, в первые годы «Газпром» будет иметь убытки, а потом может получать минимальную прибыль. При этом бюджет России не получит НДПИ, а получение таможенных пошлин возможно лишь в том случае, если газопровод «Сила Сибири» построят китайские подрядчики.

По словам Путина, инвестиции в строительство с обеих сторон составят более $70 млрд, но с китайской - $20 млрд. Пока непонятно, возьмет ли «Газпром» у китайцев кредит или аванс (впрочем, и то и другое в конечном счете снижает цену газа). Китайские подрядчики могли бы обойтись, к слову, дешевле, чем обычные подрядчики «Газпрома». Но это вопрос политический - обычные подрядчики близки к Путину.

Политических вопросов - тьма. Строительство трубопроводов - геополитика и финансирование нужных подрядчиков; спонсирование спорта, культуры, социальной сферы по просьбе властей - политика внутренняя. Перекрытие вентиля - инструмент влияния на соседнюю страну. Повышение внутренних тарифов на газ - компенсация внешних расходов концерна. Замораживание внутренних тарифов - поддержание доходов промышленных потребителей и населения в кризис или перед выборами (любопытно, кстати, когда Миллер придет к Путину просить повысить тарифы из-за больших инвестиций в китайский проект).

Политический момент всегда первоочередной - проблемы бизнеса «Газпрома» всегда на втором месте. Кремлю представляется, что это просто некая бездонная бочка с газом. Отчасти так и есть в смысле прозрачности бизнеса монополии, но не в смысле бесконечности ресурса.