МТС вызывает Узбекистан

АФК «Система» согласовала почти все условия возвращения МТС в Узбекистан. Это будет новая компания с госучастием Узбекистана, заявил основной владелец АФК Владимир Евтушенков
Владимир Евтушенков умеет договариваться с властями стран Средней Азии/ Д. Абрамов/ Ведомости

Основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков заявил, что подконтрольная холдингу компания МТС планирует вернуться в Узбекистан. «Мы согласовали с ними все условия, осталось одно, но принципиально важное для нас», - сказал он на Петербургском экономическом форуме в четверг. Условие он не назвал, сказав лишь то, что это технический вопрос с частотами. «Это будет другая компания, с госучастием. Контрольный пакет будет у «Системы». С большим удовольствием вернемся туда», - добавил Евтушенков. Но никаких конкретных сроков возвращения, по его словам, пока нет. Источники, близкие к АФК и МТС, говорят, что услышали об этом в первый раз. Представители этих компаний отказались от официальных комментариев. Представитель Госкомсвязи Узбекистана вчера не ответил на запрос «Ведомостей».

ОАО «Мобильные телесистемы»

Оператор связи. Основной акционер - АФК «Система» (52,8%), остальное торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже и на Московской бирже. Капитализация - $17,97 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2013 г.): выручка - 398,4 млрд РУБ., чистая прибыль - 76,1 млрд руб.

До лета 2012 г. МТС работала в Узбекистане через свою «дочку» - «Уздунробиту». Но в июне 2012 г. после бегства из страны ее гендиректора Бехзода Ахмедова на компанию началось давление. По обвинению в уклонении от уплаты налогов и финансовых махинациях были арестованы несколько менеджеров «Уздунробиты», претензии к компании предъявили местные антимонопольные и налоговые органы. Узбекское агентство связи сначала приостановило действие лицензий оператора (в июле 2012 г.), а потом по решению суда и вовсе аннулировало их.

В сентябре 2012 г. суд постановил национализировать компанию в счет $1,35 млрд - во столько узбекские власти оценили ущерб, нанесенный бюджету страны действиями менеджмента «Уздунробиты». Позже компания была обанкрочена; ее имущество и оборудование были переданы на ответственное хранение государственному «Узбектелекому», после того как государство не смогло продать их на аукционе. Частоты, которые использовала МТС, должны были передать мобильной «дочке» «Узбектелекома» - компании Uzmobile, на базе которой Узбекистан собирается создать национального оператора мобильной связи. Но два сотрудника «Системы» знают, что до сих пор это так и не было сделано. Частоты свободны и главная интрига в том, как именно их передадут обратно МТС, уточняет один из собеседников «Ведомостей».

В ноябре 2012 г. МТС подала иск в международный трибунал при Всемирном банке в Нью-Йорке. Представитель компании называл решения узбекских властей незаконными и говорил о «заказном характере» дела, главной целью которого, по мнению российского оператора, был захват его узбекского бизнеса третьими лицами. Но в апреле 2014 г. рассмотрение иска МТС к Узбекистану было приостановлено в соответствии с соглашением сторон. Рассмотрение заморожено на полгода в связи с переговорами между Евтушенковым и узбекскими властями, объяснял человек, близкий к одному из участников спора. Переговоры активизировались благодаря последним политическим изменениям в Узбекистане, объяснял он. Ситуация изменилась и теперь узбекские власти зовут МТС вернуться на местный рынок, рассказывал человек, близкий к АФК. Но прежде нужно разработать набор юридических мер, гарантирующих, что ситуация лета 2012 г. не повторится, уверены оба анонимных собеседника «Ведомостей». Кроме того, в конце 2014 г. в Узбекистане намечены выборы президента и это добавляет неуверенности в отношении каких-либо нынешних договоренностей, предупреждает близкий к МТС человек.

После появления первых слухов об уходе МТС из Узбекистана весной 2012 г. акции компании упали на 20%, а компании пришлось списать $1,08 млрд, вспоминает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Однако если МТС вернется в Узбекистан, то сделает это не зря, считает он. Этот рынок генерировал чуть меньше 4% ее выручки и чуть больше 4% EBITDA. Недавно компания аналогичным образом вернулась в Туркмению (см. врез), говорит он: показатель ее рентабельности по EBITDA всего за год вернулся на прежний уровень - выше 60%.