Сетям добавят денег

Минэнерго предлагает компенсировать выпадающие доходы «Россетей» от сокращения «последней мили» ростом тарифов и бюджетными субсидиями

Представитель «Россетей» говорит, что компания согласна с предложениями по дополнительному росту тарифов и выделением субсидий в регионах, где отмена «последней мили» будет критична. По словам аналитика Газпромбанка Натальи Пороховой, у всех компаний («МРСК Сибири», «Тюменьэнерго» и др.) выпадающие доходы будут меньше EBITDA в 2014-2018 гг., так что, скорее всего, компании возьмутся экономить на капитальных затратах. По ее словам, в случае компенсации выпадающих доходов только за счет роста тарифов цены для потребителей дополнительно вырастут примерно на 1% в год, в Белгороде, Курске, Карелии, Марий Эл и Хакасии - примерно на 2%.

Если в каких-то регионах из-за неправильных расчетов при ликвидации «последней мили» у сетевых компаний возникнут проблемы, государство компенсирует их расходы, обещал в октябре прошлого года заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко. И проблемы возникли. В целом в 21 регионе из-за отмены механизма «последней мили» «дочки» «Россетей» недополучат 95,5 млрд руб., но компенсация за счет различных механизмов составит только 26,3 млрд руб., оценило Минэнерго (расчеты есть у «Ведомостей»). Теперь министерство собирается предложить новые механизмы компенсации (предложения есть у «Ведомостей»). Они будут рассмотрены на заседании правительственной комиссии по ТЭК в среду, говорят два источника, близких к участникам заседания.

С 1 января 2014 г. правительство отменило договоры «последней мили» в 63 регионах. Еще в 20 из них их продлили (в противном случае тариф на передачу для мелкого бизнеса вырос бы на десятки процентов), в 16 из них договоры постепенно отменят к 1 июля 2017 г., в четырех - к 1 июля 2029 г. Самые большие выпадающие доходы будут у «Россетей» в 21 регионе, наиболее критичная ситуация в Тюменской области, Красноярском крае, Белгородской, Кемеровской и Челябинской областях, подсчитало Минэнерго. В 2014 г. в 21 регионе сетевые компании недополучат 8,9 млрд руб., в 2015-2018 гг. - 69,2 млрд руб. Механизмов компенсации этих выпадающих доходов нет, говорится в материалах министерства.

Проблему можно решить за счет прироста тарифов выше прогноза социально-экономического развития в отдельных регионах и выделения бюджетных субсидий, указано в документе. Среди других предложений: форсирование введения «социальной нормы потребления» (позволяет снизить перекрестное субсидирование и нагрузку на бизнес за счет повышенного тарифа для обеспеченной части населения, которая потребляет много электроэнергии), использование технологического и ценового аудита при оптимизации расходов на инвестиционные программы, введение бенчмаркинга и т. д. Компенсация выпадающих доходов только за счет тарифа приведет к его росту к 2019 г. в среднем на 10% выше уровня прогноза 2014 г., а в отдельных регионах (Карелии, Марий Эл, Белгороде, Курске и Хакасии) - на 14-24%, говорится в материалах министерства. На 2014 г. рост тарифов заморожен, а на 2015 г. запланированный рост тарифа - 3-3,5%. Размер бюджетных субсидий можно будет определить после реализации перечисленных мер, говорится в материалах.

«Мы не согласны на повышение тарифов, - сказал «Ведомостям» председатель наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко. - Закон нужно наконец выполнить и соблюсти все сроки». Представитель ФСТ не стал уточнять, поддерживает ли служба предложение о росте тарифов, отметив, что позиция будет озвучена на заседании комиссии. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос «Ведомостей».