Удостоверение личностей

Сегодня в Москве начинается пятый Beat Film Festival - независимый фестиваль документальных фильмов о музыке, о тех, кто ее делает, и обо всем, что ее окружает
«20 000 дней на Земле» - выдуманная драма из жизни Ника Кейва/ 2014.beatfilmfestival.ru

Однажды фанатка Ринго Старра прислала Фриде Келли, секретарше фан-клуба «Битлз», наволочку с просьбой вернуть ей эту наволочку после того, как на ней поспит Ринго. Фрида проследила, чтобы просьба была выполнена. Это было 50 лет назад. Сегодня Фрида Келли - главная героиня фильма «Старая добрая Фрида» Райена Уайта, входящего в программу Beat Film Festival, а такие вот наволочки - главные объекты поп-культуры.

Beat Film Festival, проходящий в Москве уже в пятый раз, знает все о подобных объектах: это фестиваль нового документального кино о современной культуре, в первую очередь о музыке. Фестиваль этого года - это больше 20 фильмов, десяток лекций, а осенью пять самых важных фильмов фестиваля покажут в разных городах России в рамках программы BeatWeekend.

Beat Film Festival откроется 27 мая галлюцинаторной докудрамой «20 000 дней на Земле» Джейн Поллард и Йена Форсайта. Это 24 воображаемых часа из жизни Ника Кейва, театр одного визионера, рассказ о 20-тысячном дне, прожитом Кейвом на Земле. Кейв за пишущей машинкой. Кейв в студии звукозаписи. Кейв на кушетке у психоаналитика рассуждает о Боге, наркотиках и балансе между ними. Кейв ведет машину, а рядом с ним материализуются призраки из прошлого. Мир вообще населен призраками и воспоминаниями, а главное - он становится ложью, как только начинаешь о нем рассказывать. Авторы «20 000 дней» - художники, занимающиеся видеоартом, в рамках фестиваля прочитают что-то вроде лекции «о том, что делают современные художники в документальном кино».

Управляющий директор «Битфеста» Алена Бочарова называет «20 000 дней» самым важным фильмом фестиваля, и не только потому, что это действительно большая премьера, один из лауреатов недавнего «Сандэнса». «Мы пытались придумать, как сподвигнуть людей на документирование культуры, - говорит она, - и вот теперь стало понятно, что искать надо вообще не среди документалистов. Документалистика - это такая суперподвижная профессия, куда можно зайти через любую дверь. Образовательная программа вокруг фестиваля вся построена на том, что гости фестиваля - в первую очередь не документалисты».

Среди лекторов - музыкант Олег Нестеров, вдова Егора Летова Наталья Чумакова, фотограф Кевин Камминс, веб-режиссер Винсент Мориссет. Beat Film Festival - это не просто несколько фильмов о музыке, это отчеты о том, каково сегодня существовать в культурном поле. Вот ребенок музыкантов из самой мрачной группы на свете, Thee Silver Mount Zion, едет на гастроли с мамой и папой («Волнуйтесь с нами!» Элен Клодавски). Вот ирландские парни «с раёна» переводят все на язык рэпа («Сломанная песня» Клэр Дикс). Вот бешеная кабаре-дива Аманда Палмер обращается к своим фанатам в блоге: просит кого-нибудь принести скрипку, собрать пару миллионов долларов, подсказать строчку из трех слогов с ударением на первом или на третьем слоге («Аманда *** Палмер без гроша» Онди Тимонер). Вот режиссер Дмитрий Лавриненко семь лет снимает великую группу «Аукцыон» («Еще»). Вот младший брат фронтмена The National пытается сделать документальный фильм о группе и не захлебнуться ревностью, завистью, жалостью к себе («The National: приняты за незнакомцев» Тома Бернингера). Непрофессионалы - лучшие летописцы. Том задает музыкантам идиотские вопросы, которые только и имеют смысл, потому что их никто никогда не задает. «А ты берешь с собой на сцену бумажник? Удостоверение личности?»

В сущности, Beat Film Festival исследует сегодняшнее культурное пространство и способы взаимодействия с ним, способы превращения его в документ, в удостоверение личности. Ну и способы выжить в нем, разумеется. За два месяца до начала фестиваля Министерство культуры отозвало финансирование, так что Beat стал совсем независимым. «Это маленькая победа - сделать независимый фестиваль в стране, где все кинофестивали дотационные, - говорит Алена Бочарова. - И, конечно, наша задача - создать модель, при которой госфинансирование не будет решающим фактором».

Фестиваль пройдет с 27 мая по 8 июня