Посмертные вареники

На выставке в центре «Фабрика» художники объединились, чтобы высказаться о смерти замечательных людей - запросто
Святой Себастьян вдохновил Владимира Козина/ Д. Абрамов/ Ведомости

Объединившая «художников из Москвы, Петербурга и других хороших городов» выставка «Смерть замечательных людей» недвусмысленно отсылает к знаменитой биографической серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Но если в ЖЗЛ подробно разбирается путь известных исторических деятелей от рождения до смерти, то участников настоящего проекта «интересуют в первую очередь обстоятельства смерти и перипетии загробной жизни различных замечательных персонажей (реальных или вымышленных)».

Однако тут же выясняется, что эта формулировка из пресс-релиза не совсем верна - вернее, корректна не во всех случаях: многие художники скорее использовали мортальные образы, связанные с деятельностью выбранных героев, т. е. вполне прижизненные вещи. К примеру, Вита Буйвид из Петербурга приколотила гвоздями к стене вареники, из которых вытекает красноватая субстанция, напоминающая кровь. Эти «галушки», естественно, не связаны с обстоятельствами смерти Николая Гоголя, но своеобразное гоголевское настроение передают. Хотя, конечно, если рассматривать наследие писателя-классика как посмертное существование, то можно с натяжкой назвать его «перипетиями загробной жизни».

Другой питерский художник, Владимир Козин, сделал серию из восьми фотографий, на которых он исколот стрелами с названиями художественных течений, от реализма до минимализма. Святой Себастьян - один из самых запоминающихся персонажей среди христианских мучеников, им многие вдохновлялись. Но тут он всего лишь метафора. Козин рассказывает не про смерть мученика (с ней все более-менее однозначно, если верить каноническому житию). Полумифический герой может объяснить зрителю терзания современных художников: в истории искусства уже столько всего сделано, что непонятно, чем же теперь заняться. Сам Себастьян как персонаж отсутствует. Впрочем, может, это и есть его посмертное состояние - стать функцией, инструментом для других замечательных людей, художников и писателей.

Точно следует концепции выставки московский музыкант и художник Василий Шумов, который показывает два видео, посвященных половине состава легендарной британской рок-группы The Who - Кейту Муну и Джону Энтвистлу. Первый скончался из-за неправильного употребления медицинских препаратов, выписанных врачом, а второй - от передозировки наркотиков в сочетании с перенапряжением. Обстоятельства обеих смертей изложены в написанном Шумовым тексте. Сами же видео - это скорее завораживающий видеоряд, расплывающиеся в психоделическом искажении фотографии героев.

До 13 июня на «Фабрике»