Республика: Диалог об огне и масле

От западных собеседников я постоянно слышу недоуменные, часто жесткие вопросы по поводу действий России. От умных российских собеседников слышу хорошие, рациональные ответы. Не зная, как примирить ту и другую стороны, я составил воображаемый диалог из реплик тех, с кем разговаривал недавно. В свободном художественном изложении.

Западный интеллектуал, симпатизирующий России: Что вы делаете? Почему Россия ведет себя настолько иррационально? Почему после гибели малазийского самолета вы не потушили пожар на юго-востоке Украины, а подлили масла в огонь?

Российский интеллектуал, поддерживающий политику Кремля: Быстро выйти из ситуации на юго-востоке Украины нет возможности, ведь это значит показать слабость. Президент Путин должен продемонстрировать, что он - не Янукович и у него рука не дрогнет. Он боится, что поражение бойцов будет воспринято как проявление его личной слабости. Еще важнее, говорит другой умный сторонник политики Кремля, что готовность защищать своих от чужих в ситуации конфликта - основа легитимности любого режима. С точки зрения обычного россиянина, отказаться защищать Донбасс - все равно что отказаться защищать, например, Хабаровск.

Российский интеллектуал, не поддерживающий политику Кремля: Дело не в самой Украине. Раньше смысл был в том, чтобы не допускать внутренней политики, переводя ее в клоунаду. Сейчас режим перешел на другое топливо - на топливо внешней политики (допустить внутреннюю политику опять испугались). Поэтому начался поиск врагов. Настоящий внешний враг должен угрожать всерьез, угрожать войной. В этой ситуации становится очень легко играть на повышение и очень трудно - на понижение. Каждый, кто забегает на пути к войне вперед паровоза, получает бонусы, а каждый, кто предлагает сдать назад, проигрывает. Даже если тот, кто выступает с умеренных позиций, сидит в кабине паровоза, он паровозом уже не управляет.

Западный интеллектуал, симпатизирующий России: Послушайте, ситуация проигрышная. Путин находится в невозможном положении. У него нет хороших ходов. Допускаю, что, если он выйдет с Украины, его ждут неприятности дома. Но чем глубже он увязает в украинской ситуации, тем больше будет давления со стороны Запада. Ни туда ни сюда. Западные лидеры уже не хотят разговаривать с ним словами, только санкциями. Во внешней политике наделано столько ошибок, что даже высокопоставленные чиновники и придворные должны задуматься о мерах воздействия на тех, кто принимает решения. А вам, людям попроще, особенно журналистам и политологам, пора прекратить попытки проникнуть в сознание вашего президента. Это контрпродуктивно. Думайте о тех, кто мог бы занять его место и каковы будут последствия.

Итого. Послушаешь западных коллег и чувствуешь, как логика наших рассуждений размывается. Послушаешь российских коллег и чувствуешь, что все логично, на все есть ответ. Но есть в этих ответах какой-то неумолимый фатализм: все идет, как должно идти. Беда в том, что их вопросы все менее интересны нам, а наши умные ответы все менее интересны им. Где мы вообще находимся?