Пора разобраться с долгами

Татарстанский госхолдинг «Связьинвестнефтехим» станет владельцем казанского аэропорта. Разобравшись с его долгами, холдинг может привлечь серьезного инвестора, считает эксперт
Аэропорт Казани вряд ли останется государственным навсегда/ М. Стулов/ Ведомости

ОАО «Международный аэропорт «Казань»

Крупнейшие акционеры (данные компании на 30.06.2014): ЗАО «Тат-авиа» (35,36%, владелец компании - минземимущества РТ), НКО «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» (49,8%). Финансовые показатели (РСБУ, 2013 г.): Выручка - 1,2 млрд руб., Чистый убыток - 406,9 млн руб. Пассажиропоток (2013 г.) - 1,8 млн человек.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайство государственного ОАО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ) о покупке 85,1% уставного капитала ОАО «Международный аэропорт «Казань»(МАК), говорится в сообщении ведомства. По данным ФАС, в совокупности с уже имеющимися акциями СИНХ получит 100% уставного капитала аэропорта. «Связьинвестнефтехим» консолидирует активы МАК, у компании сейчас пакет в 14,8% аэропорта, который получен от участия в его допэмиссии в прошлом году, говорит пресс-секретарь СИНХа Эльвира Сайфуллина. В прошлом году совет директоров аэропорта покинул представитель минземимущества Татарстана, а в июне этого года туда вошел начальник отдела портфельных инвестиций СИНХа Владимир Терентьев, видно из отчетности компании.

Основные финансовые показатели казанского аэропорта значительно ухудшились за прошлый год, отмечает аналитик «Альпари» Анна Кокорева. Валовая прибыль упала на 39% до 267 млн руб., прибыль от продаж - на 88% до 34,6 млн руб., чистая прибыль снизилась более чем в 10 раз - со 175,9 млн руб. за 2012 г. до 11,1 млн руб. в прошлом году, свидетельствует годовой отчет компании. Пик работы мощностей аэропорта пришелся на момент проведения Универсиады 2013 г. и на период подготовки к ней, а сейчас деятельность аэропорта на грани убытков, несмотря на общий рост выручки, говорит Кокорева. Наблюдается рост долговой нагрузки аэропорта, сумма по долгосрочным обязательствам выросла в 3 раза по отношению к 2012 г. и составила 110,3 млн руб., продолжает аналитик. С развитием бизнеса и туризма Кокорева ожидает роста авиаперевозок, «но это длительный процесс и прирост будет не столь существенным, чтобы вернуться к прежним показателям», на следующий бум можно рассчитывать на ЧМ-2018. Дебиторская задолженность МАК на начало года - 940, 4 млн руб. против 685,8 на 1 января 2013 г., говорится в пояснениях к годовому отчету.

Консолидация нужна для того, чтобы СИНХ мог самостоятельно заняться аэропортом, который находится в сложном финансовом положении из-за долгов республиканских авиакомпаний, считает руководитель аналитического департамента Aforex Артем Деев. По его словам, учитывая то, что «Связьинвестнефтехим» владеет авиакомпанией «Ак барс аэро», аэропортом Бугульма и другими авиационными активами, власти республики хотят создать крупный хаб в Поволжье с понятной и прозрачной инфраструктурой. «СИНХ после расшивки долгов МАК может продать его профильному инвестору или привлечь серьезного российского или западного партнера. Рыночная цена аэропорта, исходя из выручки, составляет не больше $30-35 млн, а консолидация будет происходить через взаимозачет МАК с другими активами СИНХа, прежде всего с «Ак барс аэро», - полагает Деев.

Через владение аэропортом будут предоставляться конкурентные преимущества «Ак барс аэро», что повлечет за собой отсутствие конкуренции и монополизм, считает топ-менеджер из авиационной отрасли Татарстана. Уже сейчас аэропорты Уфы и Самары перевозят больше пассажиров, чем Казань, хотя там не было Универсиады, замечает он. «МАК - нормальная прибыльная структура, но у него были [дебиторские] долги авиакомпании «Татарстан» - 500 млн, которые закрыл СИНХ. Весь мир отошел от практики, когда аэропорт и авиакомпания в одних руках, это возврат к старой схеме», - говорит собеседник «Ведомостей».

«Мы опасаемся такого [как с АК «Татарстан»] развития ситуации и стараемся с аэропортом за полученные услуги расплачиваться», - заверяет коммерческий директор «Ак барс аэро» Васил Каюмов. По его словам, тяжесть долгов по всем направлениям большая, нельзя резко бросить авиаотрасль, нужно продолжать помогать компании, пройти стадию стабилизации и продолжить развитие. «Были сделаны вложения в инфраструктуру аэропорта, и для получения отдачи может быть передан пакет СИНХу», - считает он.

Кредиторская задолженность «Ак барс аэро» составляет 5,3 млрд руб. на начало года, с 1 января 2013 г. она увеличилась на 2,2 млрд руб., говорится в пояснительной записке к годовому отчету авиакомпании за 2013 г.