Грузы на подходе

Оборот контейнеров в портах Санкт-Петербурга и Ленобласти падает. Новые поставки из стран Азии и Латинской Америки придут только к новому году, говорят эксперты
Оборот контейнеров в российских портах Балтики снижается/ Е. Кузьмина/ Ведомости

В январе - сентябре 2014 г. порты Петербурга и Ленобласти перевалили 158,6 млн т грузов, на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сказано в материалах администрации Большого порта Санкт-Петербург. Максимального значения - 19,346 млн т - грузооборот достигал в мае. В сентябре порты показали нулевой рост оборота.

За девять месяцев вырос оборот всех портов Петербурга и Ленобласти, кроме Приморска, который недосчитался 13% из-за снижения перевалки нефти на 7,9 млн т (см таблицу).

Самые высокие темпы роста - 23% - у порта Усть-Луга. Перевалка контейнеров на Усть-Лужском контейнерном терминале (УЛКТ) в январе - сентябре увеличилась вдвое - до 80 930 TEU, теперь УЛКТ обеспечивает 4,3% оборота контейнеров в регионе. Перевалка порта Петербург в это время снизилась на 4,7% до 1,793 млн TEU. За первое полугодие российский контейнерный рынок вырос почти на 2%, говорит Елизавета Титова, специалист отдела мультимодальных перевозок ГК «Сотранс». Но общий оборот контейнеров в российских портах Балтийского моря, по данным таможни, за полгода снизился на 1,2%.

В рамках стабильной добычи нефти растет ее перевалка на Усть-Луге и на Дальнем Востоке, поэтому недополучает Приморск, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов. В связи с введением продуктового эмбарго он прогнозировал рост перевалки за счет замещения поставок из Европы продуктами из Латинской Америки и Африки, которые выгодно поставлять по морю. В сентябре оборот рефрижераторных и пищевых грузов в порту Петербурга увеличился на 6,3%, на их долю приходится около 3,5% грузооборота порта.

Первые поставки продовольствия только начинают приходить в Россию, многочисленные проверки удлиняют процесс доставки, объясняет Безбородов. По его словам, распределение новых поставок можно будет увидеть только в IV квартале 2014 г. Контейнеры - это пока единственная точка роста для грузооборота портов Петербурга и Ленобласти, добавляет он.

Увеличение грузооборота со странами Азии и Латинской Америки подтверждает руководитель дирекции транспортных операций логистической группы Tamarix Сергей Попов. Драйверами роста могут выступить и действующие поставщики, считает он. Посчитать количество новых игроков и их объемы можно будет только ближе к новому году, утверждает он.