«Магниту» мало магазинов

Несмотря на кризис, «Магнит» запланировал рекордный рост количества магазинов в этом году. Сеть пополнится более чем 2000 новых точек
Е.Разумный/ Ведомости

Ритейлер повысил прогноз по количеству новых магазинов в этом году. Осенью после встреч с менеджментом «Магнита» аналитики инвестбанков «Сбербанк CIB» и «Открытие» сообщали, что в 2015 г. «Магнит» намерен открыть 1700 новых магазинов разных форматов: 1100 точек основного формата «магазин у дома», около 100 гипермаркетов и 500 магазинов косметики. Сейчас Галицкий планирует, что сеть вырастет на 800 и более магазинов косметики, 1200 «магазинов у дома» и около 90 гипермаркетов - всего более 2090 новых магазинов. Это сопоставимо со всей сетью группы «Дикси» (2195 магазинов на конец 2014 г.), занимавшей по итогам 2013 г. 5-е место по выручке среди продовольственных сетей.

Крупнейший российский ритейлер - «Магнит» запланировал «самый агрессивный» рост сети на 2015 г., сообщил вчера на телеконференции основной акционер и гендиректор сети Сергей Галицкий.

Текущий год будет самым агрессивным по открытиям, отметил Галицкий. Сильные финансовые показатели «Магнита» позволят ему использовать слабую экономику как преимущество и занять долю рынка за счет игроков, которые не так хорошо финансируются и управляются, считает Михаил Терентьев из «Открытия». Пока не ясно, началось ли перетекание покупателей из других сетей в «Магнит», добавил Галицкий: «Очень много открытий [магазинов], очень большая каннибализация (переток покупателей из собственных магазинов. - «Ведомости»)».

Несмотря на рост количества новых магазинов, капзатраты не изменятся. Они составят 65 млрд руб., как и в 2014 г., сказал Галицкий. Ритейлер собрался больше использовать арендные площади, а не покупать недвижимость под новые объекты, сократить затраты на автотранспорт. Кроме того, с IV квартала у «Магнита» впервые начала снижаться доля зарплат в обороте, Галицкий ждет, что она продолжит снижаться и в этом году при инфляции, обгоняющей рост зарплат.

Главный конкурент «Магнита» - принадлежащая «Альфа-групп» X5 Retail Group не раскрывала пока своих ожиданий на 2015 г. «Дикси» может открыть около 500 магазинов, говорил гендиректор компании Илья Якубсон осенью 2014 г. Представитель сети уточнил, что этот прогноз пока не пересматривался.

«Магнит» ожидает рентабельности по EBITDA в 2015 г. в диапазоне 9,5-11%, выручка может увеличиться на 26-32% за год, сказал Галицкий. По его словам, это «довольно широкий диапазон», компания сузит его по итогам I квартала для обоих показателей.

Ритейлер не планирует выходить в новые регионы, уточнил Галицкий «Ведомостям». «Центральная Сибирь - это последнее, куда мы пришли, дальше на восток мы не пойдем», - говорит бизнесмен. Более активно, чем ранее, «Магнит» будет открывать магазины в Москве и Сибири. На Московский регион придется около 10% новых точек, добавил Галицкий.

Сейчас идеальная возможность более активно открывать магазины, считает гендиректор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров. Многие региональные ритейлеры отягощены долгами и не могут привлекать кредиты для финансирования роста, это снизит конкуренцию за торговые площади, рассуждает эксперт. Кроме того, расширится и предложение на рынке недвижимости: многие игроки - и региональные, и федеральные - могут закрывать неприбыльные магазины или вообще прекращать деятельность, добавляет Бурмистров. В 2009 г. была аналогичная ситуация, напоминает он, но тогда позиции федерального ритейла были не так сильны, как сейчас. Сегодня воспользоваться ситуацией могут не только «Магнит», но и его конкуренты - «Дикси», «Лента» и X5 Retail, полагает Бурмистров.