Денис Мантуров дал металлургам две недели, чтобы договориться по ценам с потребителями

Он снова пригрозил производителям металла экспортными пошлинами
А.Махонин/ Ведомости

Вчера после совещания с премьер-министром Дмитрием Медведевым в Воронеже министр промышленности Денис Мантуров заявил, что у сталелитейных компаний есть две недели, чтобы договориться с потребителями металлопродукции о новой ценовой политике, передал «Интерфакс». «Я думаю, что в ближайшие две недели такие решения должны быть приняты, в противном случае нам очень не хотелось бы вводить какие-то ограничительные меры в части экспортных пошлин», - отметил министр.

Но недовольны и другие покупатели проката. Для производителей вагонов и военной техники повышение цен составило от 6 до 40% на разные виды металла, говорит заместитель гендиректора по железнодорожной технике УВЗ Андрей Шленский. «Это для нас критично. Рост цен на металлопродукцию не должен превышать уровень инфляции, иначе отрасль стагнирует. На январь - февраль мы нашли промежуточные решения, но дальше надо будет договариваться», - объясняет топ-менеджер. В заложниках оказались и производители труб. С декабря прошлого года цены на прокат для трубников повысились на 40%, говорит представитель ЧТПЗ, а цены на трубы для конечных потребителей удалось повысить лишь на 5-13%. С другой стороны, на повышение цен жалуются даже нефтяники. В частности, письмо на эту тему Мантурову писал президент и совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов (см. врез).

В проекте протокола вчерашнего совещания о ценах на металл ничего не говорится, рассказывает чиновник, знакомый с документом. Совещание о ценах на металлургическую продукцию проходило 27 января в Минпромторге с представителями металлургических компаний, их клиентов и Федеральной антимонопольной службы. На нем Мантуров призвал сталелитейные компании не повышать резко цены на металл вслед за ростом курса доллара, говорили несколько участников этого совещания. Сейчас различные департаменты Минпромторга согласуют позиции металлургов и их клиентов, рассказывает собеседник «Ведомостей».

Два источника, близкие к участникам совещания, знают, что особые нарекания министерства и Мантурова лично вызвал возможный рост цен на автомобильный прокат. По данным участников совещания, автолист с начала года подорожал примерно на треть. Федеральный чиновник утверждает, что Минпромторг бы устроил вариант, при котором цены на отдельные виды продукции, в частности автомобильный прокат, производители не повышали бы, а по другим - не сдерживали бы их рост. «Такая возможность обсуждается. Однако как такая позиция соотносится с антимонопольным законодательством, не ясно», - говорит собеседник в одной из металлургических компаний.

Еще один собеседник «Ведомостей» добавляет, что поставки металлопродукции должны продолжаться, даже если сторонам не удалось договориться по цене. Однако подтвердить это «Ведомостям» не удалось. Собеседник «Ведомостей», близкий к Минпромторгу, поясняет, что основная задача министерства в текущей ситуации - сгладить единомоментный скачок цен на металлургическую продукцию. Один из вариантов - это рекомендовать производителям и покупателям металла заключать контракты по формуле цены. «Понятно, что это не остановит рост цен, но может сгладить его», - комментирует он.

Цены на металлопродукцию должны вырасти, так как по экспортному паритету цена железной руды привязана к доллару, а она учитывается в конечной себестоимости продукции металлургов, говорит один из них.

Протокол совещания, которое прошло 27 января, до сих пор не готов, рассказывают несколько собеседников «Ведомостей», близких к участникам той встречи.

Из-за металла страдает нефть

В письме Мантурову от 22 января Алекперов утверждает, что «Лукойл» больше не в состоянии самостоятельно сдерживать рост цен на трубную продукцию и зафиксировать их более чем на квартал. Совладелец «Лукойла» попросил министра стабилизировать цены, в противном случае срыв инвестпрограммы компании может привести к срыву лицензионных обязательств. О каких месторождениях идет речь, представитель компании говорить не стал.

Введение экспортных пошлин может негативно отразиться на металлургах, говорят несколько собеседников, близких к сталелитейным компаниям. Они утверждают, что если это произойдет, то придется сократить производство металла и уволить часть персонала. Сейчас в России производится около 70 млн т в год, тогда как внутри страны продается лишь 45 млн т, 6 млн т из которых импорт.

Представители НЛМК, «Северстали» и ММК не ответили на вопрос «Ведомостей», смогут ли их компании договориться с потребителями по ценам за две недели. Собеседник, близкий к ММК, уточнил, что скорее всего ММК сможет. Представитель «АвтоВАЗа» не смог предоставить оперативные комментарии.