«Белый бог» венгерского режиссера Корнеля Мундруцо – увлекательный фильм о восстании собак

Именно он выиграл в Каннах конкурс «Особый взгляд»
Собаки из приютов работают в фильме как слаженная массовка/ outnow.ch

Лили без особой охоты играет на трубе, любит гонять на велосипеде и гулять со своим псом - рыжим увальнем Хагеном. Однажды добрая мама уезжает в далекую командировку, и друзьям приходится переехать к папе. Папа не очень доволен - он обожает тишину, чистоту, одиночество и вообще работает контролером качества на бойне. Мир, в котором живут герои Корнеля Мундруцо, при ближайшем рассмотрении - не современность, а странное будущее: власти здесь отчего-то ненавидят домашних животных, и содержание их законодательно запрещено. Девочка с собакой оказываются вдвоем против мира.

Школьно-сказочный зачин «Белого бога» подошел бы для истории диснеевского разлива. Мрачный папа в кровавом халате перевел бы ее в леденящий душу детский хоррор в духе Гильермо дель Торо. Догхантеры с лассо превращают кино в метафорическую социальную антиутопию. Вместе со спецом по собачьим боям без правил в сюжете парадоксальным образом проявляется спортивная история успеха со злым тренером. Ну или военное кино о том, как тоталитарное подавление воли губит нежную личность призывника.

Главный на сегодня фестивальный режиссер из Венгрии Корнель Мундруцо заполнил картину о почти что говорящих собачках референциями к самым разным жанрам - затем, чтобы запутать зрителя и к главному повороту в тональности картины привести его абсолютно покорным и готовым уже на все. Пленные собаки поднимают восстание. И то, что в любом из фильмов, которые мы перечислили и которыми «Белый бог» мог быть, стало бы хеппи-эндом, в картине Мундруцо оказывается началом настоящей истории. Потому что вместо торжества справедливости начинается кошмар.

Число и умения

«Белый бог» установил мировой рекорд по числу собак, занятых в полнометражном игровом фильме: их тут 274. Все эти собаки из приютов для животных после съемок нашли хозяев. Собаку - «главного героя» играли две собаки-близняшки. Венгрия выдвигала «Белого бога» на «Оскара», но в шорт-лист номинации «Лучший фильм на иностранном языке» картина Мундруцо не вошла. На родине Корнель Мундруцо известен прежде всего как театральный режиссер. В 2014 г. его спектакль «Деменция» был показан в Москве на фестивале Нового европейского театра (NET).

«Белый бог» – маскирующийся под сказку социально-антропологический этюд невероятной степени злободневности. Уравнение, сочиненное автором в поисках ответа на вопрос, как прекратить войну всех со всеми с минимально кровавым исходом. Ни одно неизвестное в этом уравнении не забыто. Тут есть метрополия, которая сама виновата, и колонии, которые неудержимы в мести. Правые, которые дорожат собственными привилегиями, и левые, которые мечтают их не разделить, а просто отнять. Лукавые сторонники территориальной целостности и ополченцы с руками по локоть в крови. Неправильные варианты решений вычеркиваются с доски один за другим. Иерархии – несомненное зло, но и всеобщее равенство невозможно. Ненависть, увы, сильнее любви. Идеалистическое разделение «свой – чужой, хороший – плохой» не работает: папа у героини перестает быть злодеем, пес – героем, но ролями они не меняются.

И тут вдруг всплывает единственный бесспорный вариант перемирия — в одном из самых, наверное, поэтичных финалов современного кино – в виде чистого, почти презираемого «искусством постановки проблем» катарсиса.

Для того чтобы узнать, как перестать убивать друг друга, стоит досмотреть это увлекательное, но местами чрезвычайно дискомфортное кино.