Отвод тяжелого вооружения с линии разграничения на востоке Украины до сих пор не начался

В подрыве мирного процесса стороны обвиняют друг друга
В Киеве все еще надеются на поддержку Европы (слева направо - президент Польши Бронислав Коморовский, Марина и Петр Порошенко, президент Германии Йоахим Гаук)/ Sergei Supinsky/ AFP

Совместный центр контроля и координации в четверг согласовал карту с линиями соприкосновения, от которых должны будут отводиться тяжелые вооружения. Замминистра обороны самопровозглашенной ДНР Эдуард Басурин и другие представители ДНР и ЛНР в последние три дня неоднократно говорили, что готовы начать такой отвод, предусмотренный вторым пунктом минских соглашений. Однако вчера представитель штаба антитеррористической операции Анатолий Стельмах заявил, что время для отвода вооружений не наступило, поскольку противник продолжает обстреливать украинские позиции. По словам человека, близкого к руководству ДНР, перестрелки в некоторых районах действительно продолжаются, но, несмотря на это, а также на продолжение обстрелов Донецка украинской артиллерией, ДНР готова начать отвод вооружений со спокойных участков. Кроме того, в субботу произошел обмен 139 украинских военнопленных на 52 ополченца и сочувствующих им активиста.

Однако в целом спустя почти две недели после минского саммита говорить о начавшемся процессе последовательного выполнения достигнутых на нем договоренностей не приходится. Стороны лишь частично следуют тому, о чем условились лидеры «нормандской четверки», но по большинству договоренностей прогресс явно отсутствует. К тому же в последнюю неделю руководство Украины сделало ряд жестких заявлений, вызвавших резкое неприятие в Донбассе и в Москве и эксперты заговорили о том, что весь процесс мирного урегулирования в рамках «Минска-2» может в любой момент окончательно провалиться.

Обещал вернуться

Бывший президент Украины Виктор Янукович пообещал, как только появится возможность, вернуться в страну и сделать все, чтобы «облегчить жизнь в Украине». Об этом он заявил в интервью российскому «Первому каналу».

Продолжающиеся обстрелы Донецка украинскими войсками, инициатива Петра Порошенко о вводе на восток Украины миротворцев, его же заявление о том, что курирующий отношения с Украиной помощник президента России Владислав Сурков руководил снайперами, стрелявшими в демонстрантов на майдане, и оттягивание отвода тяжелых вооружений означают, что в Киеве осознали допущенные в Минске ошибки и взяли курс на подрыв мирных соглашений, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Ошибками с украинской точки зрения, считает он, является согласие на конституционную реформу до получения контроля за границей и отрицание котла в Дебальцеве, что привело не к спасению окруженных, а к их поражению. Вся украинская стратегия строится на том, что сокрушение России - главная цель Запада и Москва рано или поздно сдастся под давлением все новых санкций, поэтому в Киеве ожидают, что в срыве минских соглашений обвинят только Москву, полагает эксперт. Но все предыдущие этапы кризиса не позволяют считать, что Москва отступит, и, кроме того, минские соглашения во многом удовлетворяют ЕС, поэтому добиться ликвидации этих соглашений будет сложнее, чем предыдущих, говорит Кашин. Директор близкого к Кремлю Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков назвал эту версию обоснованной.

Киеву был выгоден итог «Минска-2», позволявший «остановить кровопролитие», не соглашается депутат Верховной рады и советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко. Россия сама виновата, что «Минска-2» фактически не существует», Киев соблюдает условия, а наступление поддерживаемых Москвой повстанцев продолжилось после 12 февраля, добавляет он. Минские соглашения срывает Владимир Путин, потому что их итоги «скорее отвечали интересам Украины», вторит депутату украинский политолог Владимир Фесенко. Миротворцы нужны, чтобы избежать захвата нейтральной территории повстанцами, а обвинение Суркова Фесенко связывает с желанием Порошенко сделать «резонансные заявления» в связи с годовщиной майдана.