Отвод вооружений в Донбассе откладывается, но не отменяется

Для контроля за выводом тяжелого оружия нужно усилить наблюдательную миссию ОБСЕ
E.Maloletka/ AP

Отвод вооружений в Донбассе оказался в центре внимания вчерашней встречи в «нормандском формате» министров иностранных дел Франции, Германии, России и Украины в Париже. «Мои коллеги, прежде всего германский и французский, высказали мнение о том, что важнейшее значение имеет не дожидаться, пока не будет ни одного выстрела, а начать отводить тяжелые вооружения», - заявил после встречи российский министр Сергей Лавров. Его украинский коллега Павел Климкин сообщил, что сторонам удалось договориться по техническим вопросам усиления миссии ОБСЕ на Украине.

Между тем вчера отдельные перестрелки в зоне конфликта продолжались, а об отводе артиллерии из района Дебальцева заявили лишь представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Представитель Генштаба Вооруженных сил Украины Владислав Селезнев подчеркнул, что украинские войска артиллерию не отводят, поскольку в плане отвода артиллерии, подписанном 21 февраля в Совместном центре координации и контроля (СЦКК) обеими сторонами конфликта в присутствии России, говорится, что отвод следует лишь за прекращением огня (цитата по «Интерфакс-Украина»). Но, по словам представителя России в СЦКК генерала Александра Ленцова, предложение по отводу после двух «дней тишины» - украинское, а ДНР и ЛНР обязались отвести вооружения с 25 по 27 февраля. При этом Селезнев обвинил силы ДНР в обстреле украинских позиций в районе Широкина у Мариуполя. Об обстреле в том же районе, но со стороны Украины заявил вчера журналистам представитель ДНР Эдуард Басурин.

ОБСЕ не может проконтролировать отвод тяжелых вооружений, потому что не знает мест их дислокации. Больше недели назад руководитель миссии наблюдателей ОБСЕ Эртугрул Апакан обратился ко всем подписантам минских соглашений и попросил предоставить информацию о том, где находится тяжелое вооружение и где оно будет размещено после вывода, говорит сотрудник пресс-службы миссии. Такую информацию ОБСЕ от сторон не получила. «Без этой информации мы не сможем начать процесс мониторинга», - говорит собеседник «Ведомостей».

Пока доверия между сторонами недостаточно, чтобы предоставить такую информацию, у самого ОБСЕ не хватает технических средств и персонала для мониторинга и, кроме того, Украина продолжает обвинять Россию в нарушении минских соглашений, в последнее время - в планах захвата Мариуполя, чтобы добиться новых санкций, говорит человек, близкий к российской делегации на переговорах в Минске. Но после встречи в Париже есть шансы, что обмен информацией и процесс мониторинга могут начаться в скором времени, резюмирует он.